Парадоксы и парадигмы трансформации ценностных ориентаций российской молодёжи. Часть 2.

Sep 21, 2012 23:37

Парадоксы и парадигмы трансформации ценностных  ориентаций российской молодёжи. Часть 2.

Начало:   http://comir.livejournal.com/313543.html

II

Следовательно, реальная линия разделения парадигм ценностных ориентаций имеет более фундаментальные основания, чем дихотомия «либеральное-консервативное». Для её определения необходимо выявить системы исходных принципов, которые лежат в основе противоположных этических теорий и практик, применив разработанный нами метод парадигмального анализа. В качестве основных объектов ценностных ориентации можно выделить три основных: природа, другой человек, труд.

Окружающая природа - не только первое необходимое  условие человеческого бытия, но и важный фактор формирования общественного сознания, при любых исторических способах производства накладывающий неизгладимый отпечаток на моральные нормы, ценности и ценностные ориентации. Однако  конкретные исторические (производственно-технические и социально-экономические) условия в решающей мере определяют объективные и субъективные отношения к природе, отражающиеся в экофильной и экофобной парадигмах.

Согласно первой, «дикая» природа во всём своём многообразии есть самоценность, независящая от утилитарной полезности её конкретных проявлений. Первобытный человек не отделял себя от природы, одухотворял и берёг её, выполняя свой сыновий долг, творил добро и благо. С классовым разделением общества формировалось противоположная парадигма, согласно которой первозданная природа в своем естестве есть нечто злое, противостоящее людям, которое следует преобразовывать в пригодную для потребления форму. Долг, добро и благо состоят в превращении природного в искусственное. Эти принципы отражены в Ветхом Завете, особенно в этике протестантства, и сегодня являются приоритетными, вопреки всем декларациям, звучащим с трибун международных форумов (таблица 1).

Таблица №1.

Парадигмы ценностных ориентаций по отношению к природе

№№

Экофобная

Экофильная

1.

Ценность природы определяется её утилитарной полезностью

Природа - не только основа жизни, но и важнейшая духовная ценность

2.

Девственная природа - безобразна, т.е. отрицательная эстетическая ценность

Девственная природа - прекрасна, т.е. важнейшая положительная эстетическая ценность

3.

Познание природы - средство покорения и господства над ней

Познание природы - духовная ценность и средство гармоничного сосуществования

4.

Девственная природа - негативная ценность, порождающая страх и тревогу

Девственная природа - позитивная ценность, порождающая радость и спокойствие

5.

Смысл деятельного отношения человека к природе в обеспечении максимального потребления её ресурсов

Смысл деятельного отношения человека к природе в обеспечении средств жизни и максимально возможного её сохранения

6.

Общение с природой - необходимость и средство выживания человека

Общение с природой - духовная ценность и проявление свободы человека

7.

Сохранение богатств и разнообразия и естественного состояния природы, зависит от утилитарной полезности

Сохранение богатств и разнообразия и естественного состояния природы - духовная ценность, независимая от её утилитарной полезности

Во избежание недоразумений необходимо подчеркнуть, что речь идет об абстрактно-теоретической систематизации противоположных типов отношения человека к окружающей среде. Экофильная ценностная ориентация связана с определенной идеализацией природы, не только как объекта, но и субъекта, что далеко не всегда может быть осмыслено рационально, но обосновывается с нравственно-эстетических духовных позиций и, в конечном счёте, оправдывается практически. Её практическое утверждение в условиях капитализма возможно только в весьма ограниченных пределах. Как показывает практика, конференции по сохранению окружающей среды, проводимые даже на уровне ООН с участием глав государств, не имеют каких-либо существенных последствий.

Утверждение духовно-ценностных ориентаций по отношению к природе необходимо предполагает формирование соответствующих отношений и между людьми. Противопоставление индивидуума, замкнутого на свой эгоистический интерес, его обособление от трудового народа рассматривается во всех классово-антагонистических формациях как выражение самоутверждения и свободы личности. Отношение к другому человеку как к объекту эксплуатации и максимального использования, при минимальной отдаче другим людям своих сил и средств, становится принципом, определяющим ценностные ориентации индивидов. Все люди делятся в сознании индивидов на две категории: «полезных» и «бесполезных».

Нынешние идеологии Запада открыто провозглашают принципы воинствующего индивидуализма, бездуховности и вульгарного материализма. Так, доктор философии Айн Рэнд (США) считает, что только эгоистические стремления людей способны привести к полному материальному успеху. Христианский альтруизм, утверждает она, ведёт к социализму, а тот - к коммунизму. «Если не сдерживать людей в их стремлении к наживе, - пишет американский философ Лео Страус. - бедные станут богатыми, неограниченное присвоение без оглядки на других - подлинная благотворительность» [15, с. 242-243].

Вместе с тем, скупость, как и её обратная сторона - безумное расточительство, возводятся в ранг добродетелей. Бесящийся с жира богач, отмечал К.Маркс, не только поглощает труд презираемых им людей, но даже находит этическое обоснование такого отношения в виде подлой иллюзии, будто его «необузданная расточительность и безудержное непроизводительное потребление обуславливают труд, а тем самым существование другого» [14, с. 608]. Классический пример тому разглагольствования «олигарха» М.Прохорова о его «благодеяниях» - более ста миллионов рублей налогов, которые ежегодно отдаёт из своего «заработка».

Простые нормы нравственности, унаследованные от доклассовых эпох, идеалы гуманизма, несмотря на тысячелетия рабства, не только никогда не истреблялись из сознания масс, но даже развивались, вопреки идеологии, навязываемой массам господствующими классами. Парадокс в том, что ведущую роль в формировании гуманистических ценностей играли, принадлежащие к господствующим классам «диссиденты» (Данте, Сен-Симон, Пушкин, Толстой). «Быть человеком, - писал Антуан де Сент-Экзюпери, - это и значит чувствовать, что ты за всё в ответе. Сгорать от стыда за нищету, хоть она как будто существует и не по твоей вине. Гордиться победой, которую одержали товарищи. И знать, что укладывая камень, помогаешь строить мир», [16, с.79].

Альтруистическая парадигма ничего общего не имеет с аскетизмом, самоотречением, истощением, опустошением себя в пользу другого. Самоотдача человека, наоборот, диалектично ведёт к его материальному благосостоянию и духовному обогащению, самоутверждению и развитию личности. Именно так закон отрицания отрицания проявляется в прогрессе морали (Таблица 2).

Таблица №2

Парадигмы ценностных ориентации по отношению к другим

№№

Эгоистическая

Альтруистическая

1.

Другой человек - средство достижения моих целей

Другой человек - высшая ценность

2.

Жить за счет жизненных сил других людей

Жить, отдавая свои жизненные силы другим людям

3.

Обособляться, чтобы обретать личную свободу

Ассоциироваться, чтобы обретать свободу для себя и других

4.

Другие люди - объект эксплуатации

Другие люди - субъект сотрудничества.

5.

Другие люди - предмет  моего использования

Другие люди - предмет моей заботы

6..

Максимально потреблять и использовать жизненные силы других людей

Максимально развивать и отдавать свои жизненные силы другим людям

7.

Человек человеку - враг

Человек человеку - друг

Осознание противоположности интересов эксплуататоров и трудящихся, соответствующая переоценка моральных ценностей происходят в сознании масс, непосредственно совершающих освободительную революцию, сравнительно быстро. Труднее всего, как показывает исторический опыт, происходит утверждение новой трудовой морали. Многовековая практика глубоко внедрила в сознание эксплуатируемых масс представление о труде и трудовой дисциплине как о ярме, непосильном бремени, зле. Ценностное отношение к труду, при всевозможных нюансах проявления у разных людей, сводится к двум типам: терминальному, имеющему смысложизненную значимость как самоцель, и инструментальному, являющемуся средством достижения других целей. В реальной жизни они существуют в диалектическом единстве, и речь можно вести лишь о доминировании того или иного типа в деятельности конкретных субъектов.

Ценностное отношение человека к трудовой деятельности детерминировано, прежде всего, историческим типом социально-экономических отношений между людьми. Потому парадигма отношения человека к труду содержательно сопрягается с парадигмой отношения к другим людям и по форме конгруэнтна с ней. Это можно видеть в следующей таблице.

Таблица №3

Парадигмы ценностных ориентации по отношению к труду

№№

Инструментальная

Терминальная

1

Ценность труда в создаваемом продукте

Труд - самостоятельная ценность

2.

Труд - деятельность, препятствующая самореализации человека

Труд - основа бытия, главный способ самореализации и развития человека,

3.

Труд - средство жизни человека

Труд - смысл жизни человека

4.

Труд - внешняя необходимость, проявление несвободы человека

Труд - внутренняя потребность, проявление свободы человека

5.

Труд - выражение эксплуатации человека человеком

Труд - выражение самодеятельности человека

6.

Труд - зло, наказание

Труд - добро, призвание

7.

Смысл труда - потребление создаваемых продуктов

Смысл труда - выражение творческой сущности человека

Выявление противоположных парадигм ценностных ориентации к труду, к другому человеку и к природе позволяет, во-первых, выявить аксиоматику, лежащую в основе конкретных теорий и моральных практик, во-вторых, - существенно повысить целенаправленность исследований и эффективность управления процессами нравственного воспитания; в-третьих, - различать сущее и должное в ценностных ориентациях респондентов, в-четвёртых, - определять стратегические ориентиры нормативного прогнозирования и социального проектирования.

III

Социальное пространство ценностных ориентации современной российской молодёжи остро противоречиво и размыто, прямое наложение матрицы парадигмального анализа на данные эмпирических исследований не представляется возможным. Потому необходимо, прежде всего, выяснить на каких именно парадигмальных принципах сегодня основываются ценностные ориентации нашей молодёжи.

Продолжение следует.

молодежь, social, sociologic, аксиология, моя статья, общество, socio, неогуманизм, ценностные ориентации, социологическое, трансформация, гуманизм, science

Previous post Next post
Up