Оценка и отметка... Оцени себя сам.

Aug 23, 2011 16:33

Скоро 1 сентября, школьники и студенты, а также их учителя и преподаватели уже готовятся к началу нового учебного года. Повышать уровень знаний, образованности и прочих личностных изменений, относительно участия в системном образовательном процессе.
Прочла сейчас на тему оценок в школе, и очередной раз опечалилась, понимая, как сильно они влияют на неокрепшие души детей, снижая или в отдельных случаях даже завышая им самооценку, связанную с оценочными взглядами/убеждениями других, окружения, а не пониманием самих себя и взращиванием ими собственных достижений, повышением мастерства. И в итоге ведущей к несправедливой часто дифференциации на всю последующую жизнь. По теперешним психологическим теориям - детство - как раз та пора, в которой закладываются все самые важные жизненные и социальные программы.
А по чужим оценкам и ярлыкам - будут ли эти люди счастливыми в жизни и туда ли будут ориентироваться, куда ведет их духовная природа, лучшие человеческие качества, заложенные в каждом человеке?

Итак, взяла отсюда: http://anstor.livejournal.com/128225.html 


Оцени себя сам, иначе оценят тебя и возрадуются

Один из моих соратников, А.Кузнецов, когда-то взял первый класс, в который пошел его сын, и вел его 3 года. Дети закончили начальную школу, не зная что такое отметки. Учителя были в ужасе (потяряли единственный надёжный кнут), а дети росли самостоятельными в суждениях. В наших проектах с 1994 года дети не знают других оценок помимо самооценки.

Какова природа оценивания? Если я беру на себя ответственность за оценку деятельности другого человека, в данном случае - ученика, я присваиваю себе часть ЕГО (учебной) деятельности. Результаты такого воздействия: у учащегося формируется неполная (учебная) деятельность, задаётся жесткая зависимость от действий учителя, а при первых неудачах - страх перед школой.

Е.Евтушенко рассказывает как его выгнали из школы "с волчьим билетом" по подозрению в уничтожении всех классных журналов. Через много лет после этого, когда собрался их класс, один из бывших учеников, а ныне известный академик попросил у всех прощения за тот эпизод, признавшись, что это он сжег журналы из-за того, что получил первую в своей жизни "пятёрку с минусом".
Оценка калечит судьбы людей, приучает к злому соперничеству, разбивает нервную систему, плодит ложь, лицемерие и завистничество.
Как можно обойтись без школьных оценок? Единственный способ - с первых шагов начинать ОБУЧАТЬ ОЦЕНИВАНИЮ. Оценить - означает сопоставить выполненное действие а) с собственными целями (к этому ли стремился), б) с собственными ценностями и внутренними критериями (а самому-то нравится? нигде не жмёт?); в) со своим предыдущим действием (здесь использован новый способ мышления, действия, или применён прежний? почему?); г) с эталоном или образцом (если необходимо, например - в прописях, в черчении, при стлярных работах и т.п.).
Оценить - это не просто поставить "уд" иди "неуд". Оценить - это всегда вынести содержательное суждение, с удержанием некоторых целей. Ведь оценка нужна не сама по себе. Это просто рабочий инструмент. С её помощью можно выстроить учебную дейтельность, а можно разрушить личность. Аккуратнее с оценками, други!

Меня часто спрашивают - а могут ли дети себя объективно оценить? Не будут ли завышать себе оценки? Во-первых, могут и обычно оцениваю вполне объективно. А во-вторых и в главных это зависит опять же от целей оценивания. К примеру, если цель - доказывать окружающим свою состоятельность - оценки будут завышены, недостатки работы "затёрты". При определённых обстоятельствах оценки будут занижаться. Задача преподавателя - создать творческую рабочую атмосферу, когда эта "цифирь" большого значения не имеет (так... для Фурсенко поставим "пятёрку, а для себя будем разбираться со способами деятельности).

педагогика, система образования

Previous post Next post
Up