В нашем театре мы занялись сейчас изучением подходов к актерскому мастерству через эвритмию.
Поискала информацию на эту тему - кроме того, что дает наш режиссер и открываем для себя сами.
О технике актера. Михаил Чехов Эвритмия
Эвритмия - искусство, которое делает видимыми глубинные процессы, происходящие в человеке при речи и пении, превращая их в прозрачный и плавный язык жестов, являя взору единый поток звучащего движения. Поэтическое слово эвритмия преобразует в видимую речь, а музыку в зримое пение.
Эвритмия (
греч. ; красивый, благотворный ритм, созвучие в поэзии и в музыке) - искусство художественного движения, появившееся в начале ХХ века в Европе. Это сочетание особого гармонизирующего движения, напоминающего
танец и
пантомиму, с поэтической речью или музыкой. Эвритмическое движение является по характеру художественным и одновременно целительным, потому что основано на глубоком переживании и понимании красоты и законов музыки и речи.
Эвритмия разработана
Рудольфом Штейнером и получила широкое распространение в мире
[1]. Она используется и в
вальдорфской педагогике, и в традиционном образовании как возможность самовыражения для детей и взрослых. Различают педагогическую, сценическую, гигиеническую и лечебную эвритмию.
У истоков этого искусства движения стояли известные личности, такие как
Андрей Белый,
Максимилиан Волошин, Маргарита Сабашникова, Ася Тургенева. Одной из первых русских, получивших указания об исполнении русской эвритмии от Рудольфа Штейнера, была удивительная эвритмистка Татьяна Киселёва, автор замечательной биографической книги.
Эвритмическое образование длится 4-5 лет, как в России, так и в других странах. Отдельно изучается педагогическая, гигиеническая и лечебная эвритмия. Преподавать эвритмию имеет право только дипломированный специалист.
Литература
Материал взят из Википедии.
Лечебная эвритмия - краткое введение
Лечебная эвритмия (Heileurythmie) (по-гречески: eu=красиво; rhythmos = равномерность)
Лечебная эвритмия это терапия движением, которая закономерности речи/звуков превращает в движение. Она базируется на основных положениях антропософской медицины.
Её развитие берёт своё начало в 1921 году, с прочитанного Р.Штайнером курса для врачей и одновременно клинико-терапевтического испытания под врачебным наблюдением госпожи Иты Вегман. Антропософская медицина является формой естественнонаучной медицины, расширенной с помощью методов исследования и результатами антропософской духовной науки.
Лечебный эвритмист работает в поле своей профессиональной компетенции самостоятельно совместно с врачом и в согласии с медикаментозными или другим немедикаментозными методами лечения.
Вначале имеется входной диагноз, данный врачом на основе знаний о человеке и диагнозе составляющих человеческого существа по д-ру Штайнеру.
Диагноз составляющих человека: согласно антропософскому учению о болезни, заболевание возникает из-за нарушения взаимодействия расположения сил составляющих человека компонентов: физико-телесных, физиологически-жизненных, душевно-эмоциональных и духовно-индивидуальностных, которые проявляются в подсознательных, сновиденческих или в сознательных устремлениях.
Диагностика составляющих человека определяет уровень нарушения и даёт возможность целенаправленно применять различные терапевтические формы лечения.
Лечебная эвритмия исходит из того факта, что болезнь всегда является частичным выпадением человека из здоровой гармонии и нарушением баланса между телом, душой и духом. С помощью целостной (рассматривающей человека в единстве) эвритмической двигательной терапии, выпавшая из здоровой гармонии физико-душевно-духовная конституция возвращается в здоровое гармоничное состояние.
Потому лечебноэвритмическая терапевтическая работа может найти своё применение почти во всех областях медицины.
В ходе лечения возбуждаются и выполняются /тренируются процессы, которые соответствуют здоровому состоянию организма, или процессы которые в состоянии сбалансировать и гармонизировать одностороннюю или поляризованную болезненную форму.
Во время процесса выполнения пациент может соединиться с происходящим и присвоить себе его содержание и жесты. Так как в основе выполнения этих движений лежат те же принципы формирования, которые служат дифференцированному построению и поддержке органов и их функций, то они (последние) с помощью сознательного руководства могут быть активизированы, успокоены или согласованы в их взаимодействии.
Таким образом, осуществляется противодействие патологическим процессам и даётся необходимая поддержка ослабевшим здоровым процессам. Процесс исцеления осуществляется самим пациентом при условии терапевтического сопровождения.
В большинстве случаев, лечебная эвритмия выполняется самостоятельно по представлению индивидуального лечебного плана. Ход её выполнения, как правило, документируется и модифицируется. Содержанием терапевтического процесса является побуждение пациента к собственной активности в контексте лечебно-эвритмического движения, причём, активизируются спонтанные, непосредственные переживания, большая пробуждённость и возможность построения форм (оформления).
Лечебно-эвритмические упражнения выполняются руками, кистями рук, ногами и стопами и при известных обстоятельствах расширяются выполнением прыжков и шагов. Их можно также выполнять - для тяжело больных пациентов - лёжа или сидя.
Движения при этом соответствуют состоянию больного. Они воздействуют прежде всего на ритмические процессы тела, особенно на циркуляцию и дыхание. Так как каждый орган и система органов находится в функциональной взаимосвязи со всем организмом через кровообращение и дыхание, то с помощью эвритмических движений можно воздействовать как на отдельные органы, так и на всю моторику, на неврологические, психо-соматические или психические нарушения. Упражнения воздействуют целенаправленно, то есть вплоть до отдельных систем органов возбуждающе, укрепляюще, тормозяще, регулирующе и т.д. (Эвритмия противопоказана при острых, лихорадочных заболеваниях).
Лечебно-эвритмические движения можно назначать и применять как в душевной, так и в органической областях всего организма. Её воздействие можно дифференцировать (по меньшей мере) на четырёх уровнях:
физический
относящийся к телесной форметелесный (leiblich)функциональный (процессы)
относится к жизненным силам
Органический/оживляющий (belebt)
душевный (эмоциональный)
относится к переживаниямУровень переживаний (erlebt)Духовный (kognitiv)
относится к самосознаниюформирующий (gestaltend)
Лечебная эвритмия применяется в терапевтических клиниках, в школах, в учреждениях лечебной педагогики и социальной терапии, в частных практиках (терапевтикумы), в санаториях и в домах для престарелых.
http://www.anthroposmed.com.ua/Napravleniya/heileurythmie.htm Рудольф Штайнер
Первые указания к обновленному искусству танца в 1912 году дал австрийский ученый философ Рудольф Штайнер 1861-1925, человек универсального образования наделенный огромной силой духа и неисчерпаемым творческим потенциалом в начале века он заложил основы принципиально нового антропософского научного метода.
С детства он обладал незаурядным ясновидением и мог наблюдать души умерших, ангелов, и т.д. Но цель, которую он себе поставил, состояла не в развитии этого ясновидения, а в том, чтобы найти ответ на вопрос: как человек может с помощью своего обычного дневного сознания установить связь с духовным миром? Штайнер получил всестороннее образование: в Венском Технологическом Институте (1883 г.) и позднее защитил докторскую диссертацию по философии в Ростоке (Германия) на тему "Истина и наука". В течение 1890-х гг. он активно сотрудничал в ряде передовых литературных журналов, занимался преподавательской деятельностью и был известен как автор одного из лучших трудов о творчестве Гете. Благодаря близкому знакомству с научными работами Гете и в результате собственных многолетних исследований Штайнер установил, что таким связующим звеном между обыденным сознанием и духовным миром может стать мышление.
В своей книге
"Философия свободы" (1893) Штайнер показал, что мышление, когда оно действует из себя, не определяясь тем, что оно получает из чувственных ощущений, но самосознательно и свободно, представляет собой духовную деятельность, способную познавать духовную реальность в окружающем мире и в человеке. Этой книгой уже намечались черты будущей антропософии. В центре познания ставится свободное сознание, которое основывает точность своих выводов на здравом суждении. Также выводы этого интуитивного мышления не противоречат выводам и познавательным принципам естественных наук, а продолжают их, хотя и пользуясь при этом уже собственными методами. Знакомство с результатами естественно-научных исследований, а также с историей культуры и общества, наряду с развитием ясного, свободного мышления и нравственной подготовкой, являются основополагающими принципами антропософского обучения.
Хотя "Философия свободы" и была написана в результате действительного переживания духовной реальности, но в ней еще не содержалось никаких сведений из Духовной науки. Для этого еще не было ни подходящей терминологии, ни соответствующей аудитории. Все же Штайнер ощущал необходимость более непосредственно подойти к сообщению эзотерической информации.
С 1900 г. Штайнер начал читать лекции в Теософском обществе и участвовал в основании немецкой секции общества. Руоводство общества предложило Штайнеру (1902 г.) возглавить немецкую секцию, что было принято им при условии, что он будет сообщать только результаты собственных наблюдений. Темы его выступлений включали в себя исследования Евангелий, кармы и различных эзотерических традиций с точки зрения, более соответствующей западному духовному сознанию. В тот же период он опубликовал ряд классических книг на антропософскую тему:
"Теософия" (1904 г.),
"Как достигнуть познания высших миров" (1904 г.),
"Очерк тайноведения" (1909 г.). В них, наряду с сообщением основных сведений из духовной науки, он разработал также путь развития мышления, необходимый для наблюдения духовного мира. На этом пути, по мнению Штайнера, мышление проходит через три ступени: от имагинации, когда человек еще не может познавать саму реальность, но только видит ее отраженной в образах духовного мира, - через инспирацию - к интуиции, когда человек уже может непосредственно наблюдать сверхчувственную реальность и духовных существ, проявляющихся в чувственном мире и в самом человеке. Считая необходимым поддержать живое качество мышления в антропософии, Штайнер уделял большое внимание искусству. Он написал и поставил серию драм-мистерий, а позднее, совместно с Марией Сиверс (впоследствии Сиверс-Штайнер), разработал эвритмию как сочетание танца со сценической речью.
Штайнер обладал знанием того, каким образом в природе человека разделены духовное и материальное начала и каким образом они взаимодействуют.
Первые эвритмические постановки проходили на сцене построенного по проекту Р. Штайнера здания Гетеанума расположенного в Дорнахе Швейцария - центре антропософского движения. В настоящее время во всем мире существуют эвритмические школы.
Источник Click to view