Хочу рассказать о своих наблюдениях на тему того, что определяет успешность человека в той или иной области, возможность обучения и развития. На мой взгляд, самое главное - это "быть в теме".
Попробую объяснить, что я имею в виду.
Есть такие люди (и дети, и взрослые), которые считают себя "гуманитариями". Не в том смысле, что они занимаются чем-то гуманитарным, а в том смысле, что математика им не дана, у них не тот мозг, склад ума и прочая и прочая. Уверенность в этой своей особенности не даёт им заниматься математикой. По сути, это и есть та самая низкая самооценка и неуверенность в себе, которая затрудняет любую деятельность. Но мне хочется немного раскрыть эту тему.
Человек, в принципе, может быть даже уверен в себе и считать себя умным и имеющим нужные способности. Но если он чувствует себя не в теме, если не владеет дискурсом и вообще не понимает, что происходит в той области, которой он пытается заняться - ничего не получается. Скажем, ты ребёнок и приходишь на кружок малого мехмата, и при этом вообще не понимаешь, чего от тебя хотят - какие-то листочки, люди вокруг, условия задач непонятны - вроде слова знакомы, а смысла ноль - у доски задачи не разбирают, все поднимают руки, что-то объясняют, а ты никогда и не видел задач, где надо "доказать"... И всё. Ты настолько не в своей тарелке, что чувствуешь себя нулём в математике (хотя причём тут математика, казалось бы?). Хотя по сути, если тебе объяснить, что здесь происходит, кто все эти люди, что означает слово "доказать", что надо решать задачи, что надо поднимать руку и обсуждать задачи с преподавателями и так далее, то всё у тебя получится. Пусть не сразу, но получится.
Или вот, например, студент мехмата. Он понимает математику, он хорошо соображает и умеет и в теории разобраться, и задачи решать, и вообще всячески хорош. Но если он не понимает, как вообще устроена наука, что такое "открытая проблема", как связаны между собой разные области математики, что делают на конференциях, как вообще получают результаты - у него вряд ли что-то выйдет. Может, выйдет решить конкретную задачу, поставленную научником, но что касается самостоятельных занятий наукой - вряд ли. А если ему всё это рассказать, показать и научить, куда надо прикладывать свои способности - глядишь, и выйдет что-то путное:)
Причём тут, по-моему, важно не столько реальное понимание, что происходит (всё равно непонятно, как это измерить), а твоя уверенность в этом понимании. Скажем, я всю жизнь живу среди музыкантов, знаю их жаргон и какие-то общие законы музыкального сообщества, и поэтому в своём понимании музыки я уверена куда больше, чем в понимании математики - несмотря на мехмат и бОльшую образованность в математике.
Когда я учу детей (и взрослых), я всегда стараюсь в первую очередь дать им эту уверенность в том, что они в теме. Даже если им надо просто сдать ГИА на троечку, я обсуждаю с ними, что такое математика вообще, в чём вообще смысл алгебры и всех этих символов, объясняю, что первостепенно, а что уже договорённости и частности... Мне хочется, чтобы они поняли, что математика - это не что-то, чем занимаются какие-то там далёкие от них небожители, которым это доступно, а часть достояния человечества, которая в принципе доступна всем и которая равно принадлежит всем, и им тоже.
Мне кажется, с гуманитарными предметами в этом плане обычно проще (хотя тоже бывают такие проблемы), потому что людям кажется, что гуманитарное знание им ближе, жизненнее, что мы все всё равно в теме, даже не будучи профессионалами. А всякие там точные и естественные науки - это для избранных, хотя на самом-то деле это совсем не так.
Хочу ещё сказать по поводу матшкол (ну и любых специальных, конечно). С одной стороны получается, что спецшколы полезны. Если ты с детства в тусовке, ты чувствуешь себя увереннее и тебе понятнее, что происходит (даже если реально это не так). С другой стороны, есть и обратный эффект: если ты не в тусовке с детства, то тебе уже сложнее там прижиться (если большинство с пятого класса ездят на олимпиады и ботают математику вместе). Опять-таки, это никак не связано со способностями, только с уверенностью (и поэтому с реализацией способностей).
Кстати, ещё есть проблема чрезмерной уверенности в себе, совершенно неадекватной реальности (когда человек вообще ничего не понимает в предмете, но считает, что всё понимает). Как бороться с этим - отдельный вопрос.:)
UPD. А ведь ещё есть люди, которые чувствуют себя "не в теме" в жизни. В обычной повседневной жизни. Это вообще печаль:(