Авторитеты

Dec 30, 2016 13:15

Одна из тем, которая неизбежно возникает в обсуждениях преподавания - вера и послушание взрослым, учителям и вообще авторитетам.

Многие люди считают, что взрослых надо слушаться априори, если ты ребëнок. Ну, может, не всех взрослых, но учителей точно стоит. Авторитет учителя непререкаем и всë такое. Говорят - делай так, - значит, делай именно так. Дескать, без этого никакой дисциплины, и вообще зачем ты учишься, если не слушаешься, ну и вообще ТАК НАДО ИНАЧЕ МЫ ВСЕ УМРЁМ!


Мне этот подход не близок.
Я согласна с тем, что, в принципе, если ты у меня учишься, то лучше бы ты делал то, что я говорю. Ну, там, домашку в заданном объëме, например. Потому что я знаю, чему и зачем я учу, и знаю (ну или хотя бы примерно представляю), что для этого нужно. Ну и хорошо бы на уроке было тихо, иначе мой мозг взорвëтся нафиг и вообще ничего не получится.))

Но почему меня надо слушаться в любом случае, я не понимаю. Во-первых, я человек и могу ошибаться. Ошибаться во многом. Это совершенно естественно, и это надо учитывать.

Во-вторых, процесс обучения - это совместное дело. Я же не напихиваю знания в какую-то пустую коробку, я учу человека со своими чувствами, ценностями, возможностями, представлениями, желаниями.
Я воспринимаю себя скорее наставницей. Я могу помочь ученику, подсказать, что именно нужно учить, что делать, на что обратить внимание. Но учится всë равно именно он. Связь должна быть в обе стороны. Я подсказываю, что делать, он делает то, что считает нужным, я говорю, кажется мне это достаточным или нет, и что бы хорошо сделать ещë, он предлагает, что можно было бы изменить... Не знаю, как этот процесс может быть односторонним.

В-третьих, я всë-таки учу математике. Критическому мышлению. Сомнению во всëм, стремлению и умению докопаться до сути, стремлению и умению всë объяснить и доказать, понимать, откуда что взялось. Я не могу учить вот этому всему и при этом слепому поклонению авторитетам. Это будет противоречиво. А я учу находить противоречия. Как человек будет искать ошибки в чужих рассуждениях или, например, заниматься наукой, если у него есть установка "взрослый всегда прав"? Ответ очевиден.

А ещë я считаю, что свои требования нужно объяснять. Хотя бы себе. А лучше и другим тоже.
Иногда я прошу детей сделать что-то, не имея чëткого понимания, зачем. Когда они спрашивают "А зачем?", я им честно и говорю: "Не знаю, но мне сейчас очень хочется, чтобы вы так сделали. Иррационально. Пожалуйста, сделайте." Чаще всего их это устраивает - они тоже знают, что такое иррациональные желания)) И моя честность для них достаточна. А иногда мы докапываемся вместе до причины и решаем, делать это или нет.

преподавание, психология, личное, дети

Previous post Next post
Up