Варенье, соленья - подвиг или маразм?

Aug 30, 2019 11:52

Эту статью написала в своем ЖЖ в 2012 году.
Повторю, ибо ничего нового сказать не имею. Все точно так же и осталось.

"Июль.
Достать две банки!
Закатать!"
(подражание Пастернаку неумелое).






Подъезд весь окутан кухонными парами, пропах сельдереем, маринадом и специями. Хозяйки занимаются заготовками. Додельницы, что могу сказать!

Нельзя навязывать свою волю другим, это порождает отторжение и неприятие всего, что связано с агрессором.
Таким агрессором была моя бабушка (конечно, она все делала из посыла "я как лучше хотела"), отбившая у двух поколений (дочки и внучек) навсегда желание заниматься летними заготовками. Потому что в период с 10 лет (когда ты не можешь сопротивляться взрослым) до 17-18 лет (когда уже начинаешь отвоевывать право на свою жизнь, на свободу) лето у женской части семьи было подчинено богам закупоривания, варки варенья, маринования каких-то заготовок, засолке всего и всех.
Да, это все делалось по большей части из экономических соображений.
Конечно, все это вкусно, никто не спорит, но при этом сколько всего этого оставалось! Ибо делалось все в промышленных масштабах.

Мне 10 лет.
Приехали из Эстонии, где сырое прибалтийское лето, а в Ростове-на-Дону и в Таганроге - настоящее южное жаркое лето.
Родители привезли на все три месяца!
Море, пляж, фрукты, новые старые друзья из соседних дворов, поездки к родственникам.
Все это счастье длится недолго, всего один месяц - июнь.
В июле -августе тебя поднимают в 7 утра, потому что приехали с рынка, притащили немыслимую гору огурцов, которую тебе надо перемыть! И не просто сполоснуть под струей воды, а каждый тщательно скоблить от грязи щеткой каждый овощ.
А воду дают по часам, поэтому до 10 утра надо успеть перемыть еще и тару - трехлитровые баллоны. Дед уже принял на грудь "боевые 100 гр": дело сделал - привез эти ненавистные ящики с рынка, ему уже хорошо!
Солнце нещадно жарит, я хочу на пляж!
Обожаю загорать днем, купаться и носиться по пляжу.
Но бабушка начинает повышать голос, рассказывая о том, какая ленивая, какие мы неблагодарные, потому что зимой именно эти банки спасут нас от голода (странно, дома у родителей эти привезенные за 3000 км эти банки стоят нафиг никому не нужные, едим редко, странно!).
К середине дня дед уж разморен полуденным зноем пьян в стельку, солнце разморило совсем дедулю. Но я не сержусь на него, как ни странно.
На кухне, куда поворачивается солнце после обеда - аЦЦкий ад: стоят ведра, в которых стерилизуют банки; меня заставляют раскладывать огурцы, "доклад" - травы, причем строго по схеме и счету, если что-то не так, то начинает скандал, в котором звучит громогласное: "Вы сволочи неблагодарные".
День такой длинный!
А на пляж так и не попали...

Мне 14 лет.
Я уже живу у бабушки, так получилось, так сложилось.
Весь июнь таскалась в школу, а после обеда убегала на пляж.
К концу июня имела цвет кожи "горький шоколад".
В одно прекрасное утро услышала: "И не смей сегодня уходить на пляж, нам привезут помидоры! Будем мариновать и варить томат!"
Я хочу застрелиться, повеситься, утопиться (что не получится, к сожалению, плыть начинаю сразу), раствориться в жаре.
В ванне лежат помидоры. Я должна перемыть эту тонну томатов, перетаскать трехлитровые баллоны из подвала (мелкой тарой никто не пользовался), который находится за 3 квартала от дома, разложить помидоры и травы по банкам (строго по схеме, иначе скандал). А потом я должна сделать томатный сок!
И никакой соковыжималки, а только через мясорубку (да-да, ту, которую уж можно показывать в музее "Быт 80х"), выбирая косточки и шкурку.
Вертеть все руками!
А дед принял свои "боевые 100 гр"...
Девятый круг ада!
Вся кухня в томате, вся (волосы, кожа, одежда) провонялась запахом томатного сока, в руки въелась краснота, а на плите булькает чан с вываренным томатом.
На часах 22.30. Сверчки и кузнечики поют в тишине южной ночи.
Спину ломит, руки отваливаются, но в перспективе еще разливать все это по специальным бутылкам.
Мне даже кажется, что загар приобрел красноватый оттенок. Я хочу на пляж, пусть и ночью. Плевать.
Я люблю помидоры, свежие, грунтовые, но ненавижу до рвотного рефлекса томатный сок, а от запаха томатного сока становится дурно, а мозг впадает в панику.

Мне 18 лет.
Сессия сдана, как всегда на отлично. За окном - знойное южное лето. Сессия не помешала мне приобрести свой обычный загар - шоколадный. Даже преподаватели удивлялись, когда это я успела.
В июле уезжаю к родителям на 1,5 месяца. Радуюсь несказанно! Бабушка сама будет возиться со своими маринадами. Ничего хочу! Тем более, что в подвале с прошлого года стоят соленья, компоты и прочая фигня. Мы столько не съедаем, учитывая, какой строгий учет (когда и сколько съели) ведет бабушка. Уже и есть не хочется при таком подходе.
Возвращаюсь в августе. На юге еще можно загорать, купаться. Я хочу понежиться на пляже, пообщаться с подругой, послушать новости, рассказ о ее новом кавалере, а не перебирать малину, которую хочется есть свежую, а не дают: "Это на варенье, а ты все сожрала!", не обрезать хвостики у смородины, крыжовника, количество которых зашкаливает за все мыслимые размеры.
Утром собираю пляжную сумку и улепетываю с подругой. Мобильных еще нет (какое благословенное время!), меня не найдет никто.
Дома появляюсь поздно вечером. Знаю, что ждет меня выволочка, будет говорить о моей неблагодарности, но я уже не боюсь сказать, что НЕНАВИЖУ заниматься этой дурью, что я не хочу никакого варенья, что точно знаю, зимой никто голодать не будет.
Дед спит, "боевые 100 гр" сделали свое дело.

Все это прошла и моя мама в свое время.
Я дала себе обещание, что смогу заработать столько, чтобы не уродоваться на кухне летом. Обещание выполнила, впрочем, как и всегда, если обещаю.
Поэтому сейчас я не делаю никаких заготовок, если мне хочется соленый огурчик/помидорчик, то покупаю готовое у тех, кто это делает. И не помогаю в этом зверском предприятии. Увольте!
И я очень люблю готовые немецкие джемы и конфитюры. Как и быстрые тушеные в микроволновке фрукты с сахаром. Вкусно! 15 минут - ура, все готово.
Знаю точно, что НИКОГДА не буду делать домашние заготовки. Потому что свои девять кругов ада уже прошла.

Что заставило меня это вспомнить?
Наткнулась в ТОПе на очередной пост мегахозяюшки на эту тему. Какое-то там немыслимое количество помидоров, кабачков и прочей огородной радости, которые она все перерабатывает, перерабатывает, но никак переработать не может. А накануне провела она ревизию своих этих заготовок ажно с 2011 года. Восемь лет! Все это делается каждый год, не съедается, но делается новое, ставится в подвал, самое ценное и вкусное придерживается (ишь, какие гости прожорливые, сожрут все самое вкусное!), своим выдается порцайками (опять придерживается), а потом оказывается, что это ценное и вкусное, придержанное и не отданное на съедение, можно только выкинуть. Кто будет есть консервацию десятилетней выдержки?
Я читаю и одуреваю просто! На улице август 2019 года, дамы вроде все не старые, многие моложе моей маман, а живут и ведут себя по заветам какого-то махрового года середины 20 века.
Как не жалко своего времени, сил, продуктов, труда, в конце концов?
И почему это надо делать в каких-то промышленных масштабах ежегодно, зная (!), что еще стоит 2012-2018 год? Это особый вид мазохизма, как мне думается.
Меняются пищевые привычки, вкус, предпочтения.
Да, я обожаю все эти домашние соленые огурцы, маринованные помидоры, соленые баклажаны, абрикосовое и малиновое варенье, но сегодня мне хватает два раза за весь зимний период съездить к одном колоритному дедуле и купить у него банку огурцов, помидоров, соленой капусты и прочей снеди, чтобы поесть и получить удовольствие. По деньгам это получается не намного дороже, чем сегодня заниматься этой консервацией самой.
Читаю это все и вздрагиваю.
Кстати, при всем том, что я очень неплохо готовлю, всегда рассказываю о своей криворукости в области кулинарии. Ибо начинается вот это: "А ты умеешь солить огурцы?"

Зато я научилась сама от и до потрошить рыбу и ее солить. Сенсеем был отец по Скайпу, рецепт засолки его. Форель получилась такая вкусная! Я ее уже почти сожрала в одно лицо, урча от удовольствия. Но это страшная тайна!

бытовое, Я, еда., хорек в агрессии, прошлое, семейство

Previous post Next post
Up