Левиафан. Лучшее, что есть в России.

Jan 11, 2015 04:40



«Жить в России - словно идти по минному полю»

Левиафан - это фильм. Фильм с большой буквы. Фильм редкий, фильм особый, поэтому его не стоит пропускать никому, особенно тем, кто жил сегодня. Такого у нас не делают. Сверхотличный фильм. Цепляет с первого своего кадра, с первой своей сцены. Остро, серьезно, зрелищно, мерзко и не оторваться от экрана. Смотреть обязательно. В нём всё как надо и даже не знаешь, а можно ли было сделать еще лучше.

Это кино про русский мир, за который идет война на всех телеэкранах страны. Кино про русскую святость и духовность. Она, проспойлерю, в итоге и победила. Я давно не испытываю никаких чувств при просмотре очередной российской ленты, поэтому и не задаю себе лишний раз вопроса: «А что, это разве мы?», но не в случае с новым возращением Звягинцева.

Во время сеанса становится стыдно, что не по себе. Стыдно за них, стыдно за нас, стыдно за самого себя. Это раздражает. Питие водки в фильме показано отвратительнее некуда - оно вызывает чувства лютого омерзения от мысли, что, да - это мы.

Я теперь понимаю, что значит, когда режиссер берет за живое. Сцена, когда мальчика берут на усыновление, трогает до слез…

Русский дух, русская самоидентичность, русская соборность и русское «наше все» показано до такой степени в естественной её среде обитания, что на месте Серебрякова эмигрировать в Канаду нужно было еще до начала съемок.

Я не люблю рассказывать про сюжет, но он прост. Семью, главу которой играет Алексей Серебряков, выселяет из дома местный мэр в исполнении Романа Мадянова (майор Колобков из сериала «Солдаты»), собирающий использовать эту землю для постройки торгового центра. К Алексею приезжает его бывший сослуживец Вдовиченков в роли юриста из Московской коллегии адвокатов, у которого есть компромат на градоначальника и обещающий помочь в суде своему однополчанину. И всё начинается.

«Мне уже 50, и я никогда в жизни не голосовал, поскольку я уверен, что в нашей системе это абсолютно бессмысленный шаг»

Роман Мадянов сыграл выше всех похвал. Он неотразим. Его немного в процентном времени от хронометража, но он, поверьте мне, «брависсимо». Маленький, толстый, противный, мерзкий, пьяный и невыносимый самодур. Он настолько аутентичен, он настолько хорош, он настолько классно вышел рожей, что любой российский чинуша средней и мелкой руки никогда бы не отличил его от себя самого.

Глава города - это классический психотип русского обывателя, бывшего тысячу лет гонимым, а сегодня став гонителем. Это всё те же самые мы сами, это тот же герой Серебрякова, только с другой стороны. Это один и тот же «наш» человек: по своей сути, по своему характеру, по своему поведению, по своему менталитету, по своей жестокости и алчности - только один просто сверху, а другой просто снизу. Разницы между ними никакой. Это, если честно, ужасно.

Портрет молодого Путина в кабинете мэра - отдельная история. Он, вроде, как и на месте, но в данном фильме это, простите меня за откровенность, дискредитация не только самого хранителя конституции, но и всех его успехов, которые он добился и добивается, не покладая ни кнута ни пряника, верша ежедневно справедливость то в Крыму, то в Донбассе, а то и у меня в обменнике возле дома. Лицо Путина как бы говорит нам, что это всё под моим началом, ибо я здесь власть.

Там должна была быть карикатура раба на галерах. Все бы всё поняли. Может, кто бы и оскорбился, да гляди, чего бы и устроил.

«Мы живем при феодальном строе, когда все - в руках одного человека, а все остальные являются частью вертикали подчинения»

Министр культуры Мединский прав, когда говорит, что больше не будет сдавать деньги на рашку-говняшку. Он серьезно после увиденной физиономии Путина в кабинете провинциального вора-коррупционера, а по совместительству и представителя правящей партии (других мэров не бывает), не будет этого делать. Никто не будет. Себе дороже. Дольше, как говорится, протянешь не только на посту, но и так, в мирской жизни.

Самая настоящая власть - власть, что есть от Бога.

Сцены, когда градоначальник сидит и попивает водочку из графинчика вместе с иерархом местной РПЦ под разговоры о вере и о том, что самая настоящая власть - есть власть от Бога, пока вокруг бегает мальчишка с подносом в громадном кабинете его преосвященства, просто изумляют. Я это обожаю. Я так люблю, когда художник рисует чистую живую жизнь, которую остальные усатые мэтры интеллигентно обходят стороной, боясь ненароком обидеть друзей с кем ходят попариться в баньку, что готов отдавать за это любые деньги.

Первая половина фильма, если смотрится еще на веселе, - порой улыбает, но не от комичности (её нет), а от естественности происходящего, - то вторая превращается в сущий ад. Не тот ад, что представляется благочестивым и причащенным верующим: с чертями, котелками и сковородками, -  а простой такой естественный, наш, вполне себе обычный сумасшедший дом, что эти православные денно и нощно с пеной у рта защищают от проклятой гейропской бездуховщины, стремящуюся его уничтожить.

Эти бухающие, жрущие, чавкающие, толстые, жирные, грязные внутри и снаружи, матерящиеся и трахающиеся как скоты - животные, - просто ни с чем не сравнимы. Когда смотришь на эти совокупления, на эти попойки, на это общение, побои, на эти взаимоотношения между персонажами - хочется зарекнуться и пообещать себе никогда так не жить, а с такими как они не иметь ничего общего хоть здесь на земле, хоть там на небесе. Они не достойны ничего, даже самого простого - называться людьми.

Жрущие в грязи свиньи на заднем дворе деревенской церквушки - ох, как это больно.

Фильм уровня Острова Лунгина. Но выше. Я бы привел в сравнении еще Географ глобус пропил (единственное из российского художественного, что можно выделить за 2013 г.) - сеттинг тот, но качество отнюдь.

22 февраля 2015 состоится очередная премия Оскар в загнивающем и гомосексуальном Лос-Анджелесе, что в рассаднике прав и законов. Кого будут номинировать на Оскар за лучший иностранный фильм я не знаю, но если жюри не расисты (т.е. не русофобы), а их 5829 членов, то премию Звягинцев должен получать априори. Хотя бы за то, если американское гражданское общество хочет, чтобы мы изменились (должен же кто-то хотеть, если мы не хотим). Им же лучше будет, не только нам. Путину не дали Нобеля, вон чего натворилось в 2014.

Момент, когда во время празднования дня рождения полковника, виновник торжества достает новые мишени с лицами всех руководителей страны XX века от Ленина до Ельцина дабы пройтись очередью из калаша - 10 из 10. Я смеялся от души. "То, что сегодняшнего «главного лица» нет, - как говорит один из героев фильма, - время просто не подошло еще". В самое яблочко.

И напоследок вновь Мединский, подытоживающий мнение власти о фильме и о будущем развитии искусства в России (читай наука, культура, образование, медицина): «Пусть растут все цветы, но государство будет поливать только те из них, которые приносят добрые плоды». Поэтому ловите момент и наслаждайтесь "плохими плодами", больше не будет. Приятного просмотра.


Обзоры, Кино

Previous post Next post
Up