Лучшие фильмы, от которых запад берет зависть

May 10, 2015 05:29

Пока Госдума рассматривает предложение запретить прокат иностранных фильмов в качестве ответных санкций США и Евросоюзу, мы советуем вам не грустить, а вспомнить о том, что и нашему отечественному кинематографу есть, чем похвастаться. Перед вами как минимум 6 российских режиссеров, которых можно найти в учебниках истории мирового кинематографа, причем не на последних страницах.

«Броненосец “Потемкин”» (1925)
Режиссер: Сергей Эйзенштейн

Не каждый россиянин вспомнит сегодня, какими событиями остался в истории 1925 год. А картину, датированную этим годом, - завидуй, Голливуд! - знает каждый. Речь, конечно, о немом фильме Сергея Эйзенштейна «Броненосец “Потемкин”», ставшем обязательным к упоминанию во всех списках, рейтингах лучших киношедевров. Но это не единственная картина Эйзенштейна, обеспечившая мастеру бессмертие. Например, в 1938 году вышел на экраны «Александр Невский», включенный по опросу киноведов мира (проведен в 1978-м) в сотню лучших фильмов всех времен и народов. В этом году внимание мирового зрителя снова направлено на великого режиссера. Дело в том, что в феврале на Берлинском кинофестивале состоялась премьера картины Питера Гринуэйя под названием «Эйзенштейн в Гуанахуато». И в этот раз в кадре окажется сам режиссер.

«Чапаев» (1934)
Режиссер: Георгий Васильев, Сергей Васильев

В сотне лучших фильмов по мнению киноведов (1978) нашлось место и приключенческой картине «Чапаев» о знаменитом герое гражданской войны. Не всегда мнение критиков совпадает с выбором зрителей, но в данном случае картина получила единогласное признание и заполненные залы на несколько лет непрерывных показов. Более того, «Чапаев», открывший первый Московский международный кинофестиваль в 1935 году, был высоко оценен жюри, возглавлял которое упомянутый выше великий Сергей Эйзенштейн. А Национальный совет кинокритиков США присудил «Чапаеву» премию «Лучший фильм на иностранном языке»!

«Радуга» (1943)
Режиссер: Марк Донской


Сложно сказать, знают ли сегодня картину Марка Донского «Радуга» российские зрители без киноведческого образования, но заокеанские вряд ли. Однако фильм достоин упоминания в данном обзоре и обязателен к просмотру всем, кто интересуется кино. В 1944 году картина о стойкой партизанке, попавшей в плен, получила главный приз Ассоциации кинокритиков США, а газета Daily News присудила драме премию за лучший иностранный фильм в американском прокате. Говорят, если бы тогда премия «Оскар» имела номинацию «Лучший фильм на иностранном языке» (ввели в 1947 г.), то приз был бы взят.

«Война и мир» (1965)
Режиссер: Сергей Бондарчук

Толстой, скажем ультрасовременным языком, - бренд России на все времена и в любых ситуациях. И даже в борьбе за премию «Оскар». Экранизация романа «Война и мир», созданная Бондарчуком, оказалась настолько пронзительной, понятной, масштабной и, конечно, высокобюджетной (8 млн рублей), что покорились «Золотой глобус» и «Оскар».

«Андрей Рублев» (1966)
Режиссер: Андрей Тарковский


Тарковского знают, смотрят, пытаются понять, проанализировать. Теперь демонстративно любят. Создают необъятных масштабов монумент. Но это сейчас и здесь. А за границей на Тарковского смотрели всегда с интересом. Так «Солярис» (1972), по мнению критиков, открыл в кинематографе дорогу таким фильмам, как «Квинтет» Роберта Олтмана, «Бегущий по лезвию бритвы» Ридли Скотта, «Меланхолия» Ларса фон Триера. Не забудем забывать и про одноименный фильм Содерберга, создававшийся во многом как ремейк картины Тарковского, но в результате ставший лишь оболочкой от глубокого содержания оригинала. Стоит сказать и несколько слов про фильм «Сталкер» (1979). В 2012 году в Америке увидела свет книга эссеиста и прозаика Джеффа Дайера «Зона», где автор сначала покадрово, потом в свободном потоке разбирает «Сталкера», вкрапляя собственные ощущения, воспоминания, переживания. Все это еще раз подтверждает: страницу Тарковского перелистывать в прошлое будет рано всегда.

«Ночной дозор» (2004)
Режиссер: Тимур Бекмамбетов

После списка признанных, великих и проверенных временем режиссеров и их творений придется сделать поворот в сторону - к современному мейнстриму. Речь о картине Тимура Бекмамбетова «Ночной дозор». Конечно, говоря о современных достижениях, можно было бы сказать о работах Звягинцева, Сакурова… Но «Ночной дозор» стал неким прорывом, выйдя на экраны кинотеатров Нью-Йорка, Лос-Анджелеса, Сан-Франциско. И пусть в Большом Яблоке был задействован лишь один кинотеатр. Но ньюйоркцы, простые зрители, любящие, интересующиеся кино, увидели, обсудили… и удивились, что в России что-то любопытное, причем в жанре триллера, все-таки снимают.

кино, кинематограф, великие фильмы, гордость, топ, искусство, топ -6, отчизна

Previous post Next post
Up