Святитель Илия (Минятий)
Слово о святом причащении
Как же должны мы готовиться,
если желаем причаститься этого страшного и великого таинства? Да искушает же
человек себе, говорит блаженный Павел, и тако от хлеба да яст и от чаши да пиет
(1Кор.11:28). Пусть каждый сначала хорошо испытает самого себя, пусть исследует
свою совесть: если есть какое-либо препятствие, пусть устранит его, если есть
какие-нибудь узы, пусть их разрешит. Моисей пас стада своего тестя, мадиамского
священника Иофора, у подножия горы Хорив. Вдруг он видит чудесное зрелище: это
был куст, который горел, но не сгорал, - видит, яко купина горит огнем, купина
же не сгараше (Исх.3:2). Моисей был поражен этим зрелищем. Побуждаемый
любопытством он сказал: Мимошед увижу видение великое сие, яко не сгарает
купина (Исх.3:3). Пошел, приблизился, но слышит, что какой-то голос зовет его;
он остановился. Огонь, в котором Моисей видел купину, был Бог, и голос, который
он слышал, был глас Бога, Который сказал ему: Моисее, Моисее… не приближайся
семо; изуй сапоги от ног твоих; место бо, на немже ты стоиши, земля свята есть
(Исх.3:4-5).
Христианин, ты хочешь причаститься? Видишь ли этот святой хлеб и
чашу на святой трапезе? Это - Тело и Кровь Христа, это - Сам Бог во плоти; там
- огонь Божества, просвещающий и очищающий достойных, опаляющий недостойных! Не
прикасайся к ним, не приближайся - сбрось прежде сапоги с ног твоих, разреши
истинной исповедью узы грехов твоих, опутывающие твою душу.
Ты поссорился с
кем-нибудь? Разреши сперва узы вражды и примирись с твоим ближним. Ты обидел
кого-нибудь? Украл, ограбил, удержал чужую вещь? Разреши узы обиды и по
справедливости возврати отнятое. Ты отдался блуднице или прелюбодеице, столько
времени прожил в грехе на соблазн всем?
Разреши узы плоти, освободи
порабощенную твою душу от рук дьявола. Изуй сапоги от ног твоих; место бо, на
немже ты стоиши, земля свята есть, - святилище, в которое ты входишь, святая
трапеза, к которой приближаешься, то место, на котором ты стоишь и
причащаешься, есть Святое Святых. Здесь невидимо предстоят святые ангелы и от
страха, трепета и благоговения закрывают свои лица. Здесь стояли Василий,
Златоуст - люди, совершенно отрешившиеся от всяких земных уз, святые,
иссушенные воздержанием, земные ангелы по чистоте души. И все-таки они
исповедовали свое недостоинство; один говорил: Вем, Господи, яко недостойно
причащаюся; другой - Господи, Боже мой, вем, яко несмь достоин.
А ты,
осквернивший свою душу тысячей грехов и ни одного часа не помолившийся за столь
многолетние грехи, - не приближайся сюда! Сбрось прежде сапоги с ног твоих.
Разреши сперва все узы, устрани все препятствия, освободись, исповедайся,
исправься, покайся, - таким образом разрешенный, прощенный, облегченный, приди,
приступи! Но опять-таки с благоговением и вниманием!
Моисей, чтобы приблизиться
к месту, где в горящей купине был Бог, сбросил свою обувь. С каким страхом и
трепетом он должен был ступать там, где были терния и огонь! Такой же страх и
трепет должен испытывать и ты, когда простираешь свои руки и открываешь уста
для принятия святого Причастия.