Сайт Отдела внешних церковных связей опубликовал
лекцию митрополита Волоколамского Илариона, прочитанную им 1 ноября перед учащимся Московской духовной академии и семинарии и посвященную теме православно-католических отношений.
Как отметил владыка, «в течение второго тысячелетия, вплоть до середины XX века, во взаимоотношениях между Православием и католичеством ключевым оставалось понятие "ересь". «И православные, и католики воспринимали друг друга как еретиков. Следовательно, никакого разговора о диалоге, о взаимодействии, о правилах сосуществования на той или иной территории не могло и быть. Там, где ересь, нет благодати. Там, где ересь, нет Церкви. Следовательно, там, где царствует ересь, мы должны прилагать усилия для того, чтобы искоренять ее и проповедовать истинную христианскую веру», - заметил он.
«Таким образом, вся церковная политика выстраивалась на том, что православные и католики взаимно не признавали друг друга в качестве Церкви. Все те страдания, которые пережили православные люди на территориях, где насаждались католицизм и уния, были следствием такого понимания, и если бы оно сохранялось до сего дня, то, наверное, наши взаимоотношения с католиками оставались бы прежними», - считает митрополит Иларион.
Но со II Ватиканского собора, продолжил архиерей, «отношения вышли на иной уровень», хотя «разногласия в богословской и экклезиологической области, которые существовали раньше, продолжают существовать до сих пор». «И все-таки произошло что-то очень важное, что позволяет нам сегодня строить отношения на совершенно других основах. Прежде всего, в документах II Ватиканского собора и в принятых впоследствии официальных декларациях Католической церкви, пересмотрено отношение Католической церкви к Православию. Католики признали что в Православной Церкви есть апостольское преемство и что в ней совершаются Таинства. Иными словами, если раньше католики считали, что Православная Церковь - это вообще не Церковь, а просто сборище еретиков и схизматиков, то сегодня на официальном уровне Католическая церковь признает Православные Церкви Церквами, признает спасительность и действенность Таинств, которые в них совершаются. Это отношение позволило Православной Церкви в 1980 году вступить в официальный диалог с Римско-католической церковью», - рассказал он.
При этом, признал владыка, «официально Православная Церковь не признавала никаким документом, декретом или определением действенность и спасительность таинств Католической церкви». «Но что касается таинств, - обратил внимание митрополит Иларион, - в случае перехода католика в Православную Церковь мы не повторяем те таинства, которые были совершены над ним в Католической церкви». В связи с этим глава ОВЦС приводит толкование, согласно которому «Православная Церковь фактически признает Таинства католиков, но при этом между двумя Церквами нет общения в Таинствах», оговариваясь, что «общепринятой общеправославной точки зрения на действенность Таинств Католической церкви сегодня нет».
Объясняя аудитории, зачем Православная Церковь вступила в диалог с Католической, митрополит Иларион сказал: «Прежде всего, это было сделано для того, чтобы найти новые пути сосуществования и новые методы взаимодействия, При этом, вступая в диалог, Православная Церковь отказалась от употребления термина "ересь" в отношении католичества. Это вовсе не значит, что с повестки дня снят сам термин "ересь" или сняты те разногласия, которые существуют между православными и католиками. Это значит, что православные наложили мораторий на употребление данного термина на время работы богословской комиссии по православно-католическому диалогу».
«Если мы говорим: "Вы - раскольники, вы - еретики, вы - схизматики", а они нам говорят: "Нет, это вы - раскольники, это вы - еретики", это очень похоже на ситуацию, которая существовала в отношениях между православными и католиками на протяжении тысячи лет. А к каким последствиям привели эти отношения на практике, все мы прекрасно знаем», - заявил владыка. «Так вот, сейчас Православная и Католическая Церкви находятся в состоянии диалога, и по этой причине мы на официальном уровне отказались от терминологии, которая диалогу препятствовала. Это не значит, что отдельные богословы в своих книгах или статьях не могут продолжать употреблять те термины - в том числе уничижительные и оскорбительные, - которые употреблялись в прежнюю эпоху, но люди, участвующие в официальном диалоге, такой терминологией пользоваться не могут и не должны», - пояснил он.
Коснулся митрополит Иларион и проблемы унии. По его словам, «между православными и католиками на официальном уровне было достигнуто согласие по вопросу о том, что уния не является методом достижения единства». «Иначе говоря, католики признали, что уния - политика насильственного насаждения католичества в православных странах с использованием православного восточного обряда - была ошибкой прошлого. Такое признание было необходимо для православных, и мы его добились от католиков», - сказал он.
«В настоящее время на повестке дня православно-католического диалога стоит тема роли римского епископа. Именно эта тема в свое время разделила православных и католиков. Расширение папского примата, введение учения о вселенской юрисдикции папы, а затем и догмата о папской непогрешимости, или безошибочности - он был введен I Ватиканским собором - стало камнем преткновения в православно-католическом диалоге, привело к еще более резкому разделению между христианами Востока и Запада. Поэтому я думаю, что сам тот факт, что православные и католики решились вместе обсуждать эту тему, заслуживает положительной оценки», - считает архиерей. Решение этой проблемы митрополит Иларион видит в том, «через возвращение к наследию первого тысячелетия, которое является общим для православных и католиков». «Но, рассматривая первое тысячелетие, мы должны ясно понять и показать, что юрисдикция римского епископа не распространялась на христианский Восток», - пояснил он.
«Задача, стоящая перед таким диалогом, - непростая, но я бы не стал называть ее невыполнимой», - считает глава ОВЦС. «Путь диалога, по его словам, - вполне перспективен». «Папа Бенедикт XVI - человек традиционных взглядов, он всегда представлял в Католической церкви консервативное крыло и сделал целый ряд шагов навстречу традиционалистам внутри Католической церкви. Он хорошо знаком с вероучением и церковным строем Православной Церкви, симпатизирует Православию и желает сделать реальные шаги навстречу Православной Церкви. Это наблюдается на протяжении всей его деятельности в качестве понтифика, которая продолжается уже шестой год», - считает митрополит Иларион.
Практическую пользу православно-католического диалога митрополит Иларион видит в том, что раз «православные и католики встречаются с одними и теми же вызовами, которые современная эпоха бросает традиционному жизненному укладу», то «не будучи единой Церковью, будучи разделены по различным богословским и экклезиологическим вопросам, мы можем найти такие формы взаимодействия, которые позволяли бы нам совместно отвечать на вызовы современности». «Я называю эту форму взаимодействия "стратегическим альянсом" между Православной и Католической церквами», - пояснил он.
«Подводя итог, я хотел бы сказать, что сегодня речь идет о будущем христианской цивилизации, если хотите - о ее выживании. И я думаю, что в этой ситуации было бы очень правильно и своевременно объединить усилия тех христиан, которые стоят на традиционных нравственных позициях, а это, прежде всего, православные и католики. Если нам удастся объединить усилия, мы сможем сделать гораздо больше для благосостояния и благополучия людей. Я думаю, что в нашем диалоге с католиками это задача первоочередной важности. Ради ее выполнения можно отказаться от оскорбительной терминологии, можно сидеть за столом переговоров, можно предпринимать с обеих сторон различные усилия - ведь речь идет о реальной жизни и о реальном благе людей. Что же касается богословского диалога, то он будет развиваться своим путем. Может быть, когда-нибудь он приведет к каким-то результатам, а может, и нет. Мы этого сейчас не знаем. Но мы должны, не дожидаясь этих результатов, выстраивать наши взаимоотношения с католиками здесь и сейчас - выстраивать их на основе взаимного уважения и желания взаимодействовать во всем, в чем мы только можем сегодня взаимодействовать, не поступаясь нашими принципами», - заключил митрополит Иларион.
Вместо комментария…
Из «Окружного Послания Единой, Святой, Соборной и Апостольской Церкви 1848 года ко всем православным христианам»
«Единая, Святая, Соборная и Апостольская Церковь... ныне вновь возвещает соборне, что сие нововводное мнение, будто Дух Святой исходит от Отца и Сына, есть сущая ересь и последователи его, кто бы они ни были, еретики; составляющиеся из них общества суть общества еретические и всякое духовное богослужебное общение с ними православных чад Соборной Церкви - беззаконие».
Подписано четырьмя Восточными Патриархами - Константинопольским, Александрийским, Антиохийским и Иерусалимским и членами их Синодов.
(Догматические послания православных иерархов XVII-XIX веков о Православной вере. Свято-Троицкая Сергиева Лавра. 1995
ИЗ ПЕРВОСВЯТИТЕЛЬСКОГО СЛОВА ПАТРИАРХА КИРИЛЛА
ПРОИЗНЕСЕННОГО
14 ноября 2010 года, в неделю 25-ю по Пятидесятнице в день памяти святых бессребреников и чудотворцев Космы и Дамиана Асийских и матери их преподобной Феодотии за Божественной литургией в кафедральном соборном
Храме Христа Спасителя,
«Но единство в духе, осуществляемое на невидимом для человека мистическом, духовном уровне, имеет некое рациональное выражение, - продолжил Предстоятель Русской Церкви. - Собственно говоря, все, что делает человек, он осмысляет, а осмысляя, способен выразить. Так и это непостижимое единство в Духе Святом обретает совершенно конкретное выражение в единомыслии. Единый дух является нам в исторической жизни Церкви как принадлежность всех чад Церкви единой системе ценностей, которую начертал Сам Бог. Именно для того чтобы лишить людей этого совместного исповедания, этого совместного труда во имя утверждения Божественных ценностей в своей жизни и в жизни всего мира, враг рода человеческого и разделяет христиан, разделяет Церковь, пытаясь отделить от нее хоть какие-то части, чтобы помрачить саму способность Церкви Божией нести миру свидетельство об этих непреходящих Божественных ценностях».
А ЭТО - В КАЧЕСТВЕ ПОСЛЕСЛОВИЯ "ОТ КУРАЕВА":
Кто еретик? Чибрик считает себя вправе хамить Патриарху - "мол, я не говорю, что патриарх еретик, я лишь говорю, что он высказывает еретические суждения". Эта вроде бы тонкая мысль позволяет ему и хамить Патриарху и оставаться в евхаристическом и церковном общении с ним. По мысли подобного рода новаторов еретик это лишь тот, кто осужден собором.
На самом деле еретик это лишь тот, кто высказывает еретические мысли. Зачем выдумывать велосипеды? Блудником человек становится в момент блуда, а не в момент получения епитимьи за блуд.
Открываем Православную Энциклопедию" (т. 18 с. 607): "Еретик - последователь еретического учения". Точка. НЕТ продолжения "... осужденный таким то собором".
ОТ "ЦД":
ЧТО И ТРЕБОВАЛОСЬ ДОКАЗАТЬ: ВОТ И ПРИГОВОР... УНТЕРОФИЦЕРСКАЯ ВДОВА, КОТОРАЯ САМА СЕБЯ И ВЫСЕКЛА.