Хор Вирап (арм. Խոր Վիրապ - глубокая темница) - древний армянский монастырь, находящийся близ государственной границы Армении, в селе Лусарат возле города Арташат.
Монастырь известен своим местоположением: именно с его места открывается один из чудеснейших видов на библейскую гору Арарат, на которой, согласно преданию, оказался Ной на ковчеге после Всемирного потопа.
Хор Вирап на фоне библейского Арарата уже давно стал символом Армении и самой известной достопримечательностью на открытках. Именно отсюда открываются самые прекрасные и живописные виды на белоснежный Арарат, на зеленые поля и горы на горизонте.
Хор Вирап является одной из святынь Армянской Апостольской церкви и местом паломничества. Изначально здесь располагалась царская тюрьма, что и дало название монастырю. «Вирап» на армянском языке означает «яма»; это заполненная ядовитыми змеями и насекомыми глубокая яма, куда бросали осужденных заключенных.
Хор Вирап - один из самых значимых памятников в Армении в плане культуры и истории. Это своего рода памятник зарождению христианства в Армении.
Монастырь расположен над подземной тюрьмой, в которой, по преданию, армянский царь Трдат III содержал в заточении в течение 13 лет Святого Григория Просветителя до того, как был обращён им в христианство, согласно традиционной дате, около 301 года. Вся Армения была обращена в христианство в 301 году, став, таким образом, первой страной, принявшей христианство в качестве государственной религии.
История монастыря неразрывно связана с принятием и распространением христианства в Армении в качестве государственной религии. Тысячи верующих ежегодно приезжают на паломничество в это святое место. Монастырь Хор Вирап знаменит не только своей архитектурой, но и глубокой ямой, которая имеет захватывающую историю. Согласно преданию, армянский царь Трдат III, верный языческим богам, во время гонений на христиан обрекает Григория Просветителя на заточение в тюремной яме 13 лет за его христианские проповеди и убеждения.
«И после стольких допросов и мучений, побоев и тюрьмы, тисков и виселиц, пыток и истязаний, которыми мучили его, он с великим терпением воспринял во имя Господа нашего Иисуса Христа <…> приказ [царя] отвезти его с оковами на ногах, руках и шее в Айраратскую область и спустить в очень глубокий вирап цитадели города Арташата, чтобы он там умер, в яму, в которой он и пробыл тринадцать лет. А царь собрался и отправился на зимовку в Айраратскую область, город Вагаршапат, на восток страны Армянской».
Агатангелос. «Житие и история Святого Григора», 122.
По легенде Григорий выжил благодаря одной благочестивой вдове-христианке, жившей поблизости: она все эти годы приносила ему хлеб.
«А те тринадцать лет, что Григориос оставался в тюрьме крепости и в Хор Вирапе, некая вдовица, жившая в крепости, получила повеление от Архавирка каждый день печь одну лепешку и бросать в Хор Вирап. Таким образом, по повелению Бога она кормила его в годы его пребывания там. И в яме, в которую бросили его, он остался жив благодаря Господу своему. Другие же люди, которых однажды спускали туда, все умирали из-за зловонного, удушливого, непереносимого места, из-за смрадного ила, кишевшего змеями, и из-за глубины. Ибо она была вырыта для преступников и для казни приговоренных к смерти со всей Армении».
Агатангелос. «Житие и история Святого Григора», 124.
В это время римский император Диоклетиан искал себе невесту: повсюду его посланники искали самую красивую женщину. Прекраснее всех оказалась Рипсимэ - христианка, жившая под присмотром настоятельницы Гаянэ в христианском женском монастыре в Риме. Узнав о намерениях императора Диоклетиана, Рипсимэ бежала в Армению, чтобы избежать брака. Трдат, решив жениться на ней, выследил ее и насильно доставил в свой дворец. Она отказалась вступить с ним в связь: после этого ее убили, а страшные пытки, которым ее подвергли перед смертью, не раз описаны в житиях - ее и Святого Григория. Описывая храмы Эчмиадзина, я уже не раз возвращался к воспоминаниям об этих давних событиях.
Казнь дев Рипсимиянок вызвала у царя сильное душевное потрясение, которое привело к тяжёлому нервному заболеванию. По легенде, он превратился в кабана (или начал отождествлять себя с кабаном), убежал в лес, где питался травой и кореньями. Сестре Трдата Хосровидухт в видении было дано указание разыскать заключенного в Хор Вирапе Григория, который мог бы положить конец страданиям: как людей, подвластных Трдату, так и его самого. Несмотря на скептицизм, она упорствовала и в конце концов заставила сына Трдата забрать Григория из Хор Вирапа. Григорий, найденный в состоянии полного истощения, тем не менее, исцелил царя и вернул ему рассудок. Увидев совершенные им злодеяния, Григорий проповедовал христианство царю, его двору и армии - как спасение и искупление. Благодаря этой проповеди Трдат принял христианство, а в 301 году оно стало государственной религией Армении. Григорий принял на себя роль епископа Кесарии и служил царю примерно до 314 года. Так, по свидетельству Агатангелоса, говорил о своем заключении Григорий в этих проповедях:
«Я пребывал во мраке ужасного Хор Вирапа, мое жилище находилось среди змей, и от страха перед Богом они ни разу не повредили мне и сердце мое не вострепетало перед ними, ибо я уповал на Господа Бога Творца всего».
Агатангелос. «Житие и история Святого Григора», 233.
В древности здесь на девяти холмах располагался город Арташат - столица древней Армении, на протяжении пяти веков. Основателем города около 180 года до н. э. был царь Арташес I, который дал ему своё имя. Каждый холм был окружён крепостными стенами, которые соединялись между собой, образуя единую систему укреплений. Вокруг холмов раскинулся город, население которого в период расцвета достигало 150 тысяч человек.
Сейчас на одном из холмов возвышается памятник Геворку Чаушу - деятелю армянского национального движения, одному из наиболее известных фидаинских лидеров.
Рядом с холмом Хор Вирап располагается кладбище.
Здесь перемешано всё: и древний некрополь…
…и современные захоронения.
Дорога заканчивается у подножия монастыря: здесь парковка и рынок сувениров.
Рынок достаточно большой.
Здесь каждый может приобрести себе сувенир на память об этом месте.
От рынка начинается дорога наверх к входу в монастырь.
С лестницы открываются виды на окружающие монастырь холмы и виноградники.
Лестница приводит на небольшую террасу вокруг монастыря.
Взгляд наверх.
Монастырь сейчас имеет вид квадрата стен с круглыми башнями на северных углах и полубашнями на южной стене.
Стены довольно простые, с плоским верхом.
Перед крепостными стенами Хор Вирап установлено несколько современных хачкаров.
С монастырской стены открывается великолепный вид на Лусарат и его окрестности.
Массивные ворота ведут внутрь монастыря.
Итак, мы внутри монастыря. Перед нами стены храма Сурб Аствацацин.
Монастырский двор.
Фонтан-хачкар.
Голубятня.
Во дворе монастыря можно увидеть множество голубей. Достаточно популярное развлечение для туристов: из монастыря Хор Вирап выпускают голубей, надеясь, что они долетят до горы Арарат.
По периметру расположены сооружения комплекса: кельи для монахов, дополнительные здания, сувенирный магазин.
Теперь это одно из самых известных мест паломничества армян со всего мира.
Двор монастыря местами вымощен плитами, местами остается скальная поверхность.
Подземелье, где томился Григорий Просветитель, находится на юго-западе от главной церкви, под часовней Святого Григория.
Первая часовня над подземельем, где был заточен Григорий Просветитель, была построена в 642 году Нерсесом III Строителем. Она неоднократно перестраивалась.
Хотя во многих армянских церквах алтарь находится на востоке, а сами церкви имеют ориентацию с востока на запад, часовня ориентирована с северо-запада на юго-восток.
Часовня представляет собой маленькую базилику с полукруглой апсидой.
Часовня довольно скромная по своим размерам.
Если войти в часовню, то сразу справа от входа виден один спуск, а правее алтарной части - второй.
Основное подземелье, то самое, где держали Святого Григория, находится под алтарной нишей.
Металлическая почти отвесная лестница ведёт в подземелье.
Это очень узкий вертикальный ход глубиной 6 метров (высота телеграфного столба).
Внизу - круглое пространство диаметром 4,5 метра.
В темнице сыро и душно. Здесь можно представить, каково было узникам в древности.
Внутри стен ниши с каменными крестами.
Старинный хачкар.
Осмотр подземелья завершён - можно подниматься наверх.
Назад, во двор монастыря.
За часовней расположена ещё одна старинная постройка - келья.
Осматриваем и её…
…очаг…
…ниша в стене…
…и голубое небо над головой.