Церковь Шогакат (арм. Շողակաթ եկեղեցի) - храм Армянской апостольской церкви, построенный в 1694 году князем Агамалом Соротеци во время правления Католикоса Нахапета I на восточной окраине города Вагаршапат (Эчмиадзин) в Армавирской области Армении. Храм расположен в сквере на углу улиц Петрозаводской и Налбандяна. С 2000 года церковь включена в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Церковь находится на святом месте, где группа безымянных монахинь, последовавших за Гаяне и Рипсимэ, была замучена во время обращения Армении в христианство в 301 году н. э. История о девах-христианках известна нам по записям армянского историка V века Агатангела. Девы являлись служительницами одного из раннехристианских монастырей в Риме. Поскольку христианство тогда не являлось государственной религией, представителей этой веры жестоко преследовали. Римский император Диоклетиан увидел деву Рипсимэ и был покорен ее красотой. Император пожелал взять Рипсимэ в жены, а получив отказ стал преследовать дев-христианок. Рипсимэ и ее спутницы бежали в Армению, где нашли пристанище в окрестностях столицы Вагаршапата в здании виноградной давильни. Но и там им не удалось избежать беды. Армянский царь Трдат, заметив Рипсимэ, также не устоял перед ее привлекательностью и захотел жениться, а её отрицательный ответ привел его в дикую ярость. Трдат приказал найти всех дев и предать их жестокой смерти. Царские слуги вскоре обнаружили убежище. Услышав приближающихся стражников, девушки вырвались на улицу. Лишь одна из них не смогла выйти из убежища из-за болезни и приняла смерть прямо здесь. Позже царь Трдат принял христианство и покаялся во всем содеянном, а на могилах невинных мучениц были возведены три храма: Рипсимэ, Гаянэ и Шогакат. В записях Агатангела не упоминается, как звали третью из дев-христианок. Но, согласно другим источникам - её имя было Марианэ.
По преданию, церковь Шогакат названа так потому, что на этом самом месте на дев-христианок «снизошел луч божественного света с небес». Если переводить с армянского: «шох» - луч, «кател» - «капать, спускаться».
На месте нынешней церкви Шогакат стояла более ранняя церковь VI или VII века, которая не сохранилась. Считается, что нынешний храм, возможно, стоит на фундаменте более ранней церкви (другие источники считают, что Шогакат был построен на фундаменте церкви XIII века). В юго-западной части здания при раскопках были обнаружены остатки однокамерной церкви, построенной на ступенчатой платформе, которая, как считается, была часовней-мемориалом IV века.
У южной стены находится небольшая апсида, которая, как полагают, служила южным портиком. Основания опор стен имеют особенности, характерные для армянских церквей IV и V веков.
Церковь построена из тесаного оранжевого туфа с особой тщательностью, с исключительно простой внешней архитектурой (орнаментальные украшения встречаются только на западном фасаде притворного зала, увенчанного шестиколонной колокольней), что характерно для объемно-пространственных форм раннесредневекового зодчества Армении.
В основной части церкви мало орнаментов. Исключение составляют геометрический узор вокруг средней части внешней стороны барабана, хачкары, встроенные в верхние стены, и крест на внешней стороне восточной стены с розетками и двумя маленькими крестообразными окошками, через которые свет проникает в апсиду церкви.
Шогакат - это куполообразная базилика с одинарным нефом и полукруглой восточной апсидой, окружённой с обеих сторон узкими часовнями. Некоторые части стены апсиды могли датироваться V веком. Четыре паруса помогают осуществить переход от квадратной центральной травеи к восьмиугольному барабану и коническому куполу наверху. Как и в некоторых других средневековых армянских церквях, барабан и купол расположены вне центра и к западу.
Главный вход в церковь ведёт во внутреннюю часть из открытой галереи, примыкающей к западной стене строения. Здесь захоронены основатель церкви Католикос всех армян Нахапет I Едесаци и Католикос всех армян Абраам Кретаци.
Открытые арочные окна расположены по обе стороны от арки на западной стене, а также от северной и южной стен. Окна и большой арочный вход украшены геометрическими узорами, розетками и хачкарами. В центре галереи находится глава, поддерживаемая шестью колоннами, которая служит колокольней церкви. Узоры листвы украшают каждый из шести верхних углов купола.
Несмотря на свои сравнительно небольшие размеры, церковь определенными деталями планировочного и пространственного решения похожа на церковь Рипсимэ, а общим решением воспроизводит черты так называемого раннесредневекового типа «купольного зала».
С восточной стороны продолговатый молельный зал (7,1 х 14,2 м) завершается полукруглой алтарной апсидой, по обе стороны которой расположены по одной узкой ризнице.
С восточной стороны церкви сохранились остатки некрополя XIX века.
Во дворе церкви установлено несколько хачкаров: как старых, так и современных.