Музей-институт древних рукописей имени Месропа Маштоца (арм. Մեսրոպ Մաշտոցի անվան հնագույն ձեռագրերի թանգարան-ինստիտուտ), или просто Матенадаран (арм. Մատենադարանо - «хранилище рукописей») - расположенный в Ереване научно-исследовательский центр, являющийся одним из крупнейших хранилищ рукописей в мире и крупнейшим хранилищем древнеармянских рукописей. При институте действует открытый для посетителей музей.
Матенадаран по своей сути уникальное учреждение. Это научно-исследовательский институт, хранилище рукописей, реставрационный центр, большая библиотека и музей, где хранится крупная коллекция армянских и иноязычных рукописей, старопечатных книг и архивных документов (около 20 000 цельных и не цельных рукописей, 2400 старопечатных книг и 500 000 архивных документов). Коллекция была сформирована на основе рукописной коллекции святого Эчмиадзина, которая в 1921 году, после установления советской власти в Армении, была национализирована. В 1939 году её перевезли в Публичную библиотеку Еревана, а 3 марта 1959 года в новое здание Матенадарана. Новый корпус Института был построен в 2009-2011 годы по проекту архитектора Артура Месчяна.
С 1962 года Матенадаран носит имя Месропа Маштоца (361-440), который в 405 году создал армянский алфавит, фактически сформировав первый матенадаран, основанный на армянской письменной культуре.
Матенадаран один из лучших историко-архитектурных комплексов Еревана. Он был спроектирован в мастерской заслуженного деятеля Армении архитектора Марка Григоряна и построен под его руководством с 1944 по 1958 годы.
Композиция строения навеяна формами древней и средневековой армянской архитектуры, гармонично соединяя традиционные элементы с современными строительными решениями. Построенное из ереванского базльта здание своим стилем напоминает храмы-зиккураты Междуречья урартского периода, своим расположением на холме доминирующим над главным проспектом города, пандусами и декором фасада, но в который также включены элементы присущие христианской архитектуре, в частности строение главного фасада церкви св. Апостолов города Ани. Внутренние пространства и залы творчески копируют церкви, притворы, часовни и другие помещения, составляющие часть монастырских комплексов.
Таким образом, под статуей Сталина (ныне Мать Армения), символизирующей советскую реальность, был возведен исключительный феномен, который представляет собирательный образ языческих и христианских религиозных сооружений армянской цивилизации.
К Матенадарану ведёт длинный подъём от проспекта Маштоца.
Первая площадка комплекса украшена скульптурной композицией олицетворяющей образ Маштоца (автор - академик Гукас Чубарян, 1962-1967 годы). Вардапет (образованный монах, обладающий правом проповедовать и наставлять паству в Армении) сидит в позе присущей святым, изображенным в средневековом христианском искусстве.
Напротив него, в позе символизирующей смирение ученика, представлен Корюн, который был одним из первых учеников так называемой «Школы переводчиков» и является автором Жития Маштоца.
За правой рукой Маштоца, на стеле, высечен армянский алфавит с 36-ю изначальными буквами. Сзади, на стене с одной стороны высечены первые слова библейского завета, переведённые на армянский язык: «Ճանաչել զիմաստություն և զխրատ, իմանալ զբանս հանճարոյ» («Познать мудрость и наставление, понять изречения разума…», Притчи Соломона 1:2); а с другой стороны их уравновешивает герб, символизирующий армянское родовое наследие и военный потенциал.
В нишах фасада установлены статуи шести выдающихся средневековых деятелей, представляющих разные области письменного наследия Армении, а рукописи, содержащие их труды, представлены в экспозиции музея.
Скульптуры расположены двумя группами по три статуи - слева и справа от входа.
Левая группа верхних скульптур.
Торос Рослин (XIII в.) - миниатюрист и писатель Киликийской Армении (скульптор Аршам Шагинян, 1967 год).
Григор Татеваци (XIV-XV вв.) - богослов, философ, ректор Татевского университета (скульптор Адибек Григорян, 1967 год).
Анания Ширакаци (VII в.) - философ, филолог, математик, составитель календаря, космолог, основатель учебной программы квадривия в Армении (скульптор Григор Бадалян, 1963 год).
Правая группа верхних скульптур.
Мовсес Хоренаци (V в.) - отец армянской историографии, автор первой полной истории Армении (скульптор Ерем Варданян, 1964 год).
Мхитар Гош (XII-XIII вв.) - правовед, автор первого армянского светского свода законов (скульптор Гукас Чубарян, 1967 год).
Фрик (XIII в.) - светский поэт (скульптор Сурен Назарян, 1967 год).
Во внешних портиках по обе стороны здания Матенадарана выставлены древние и средневековые мемориальные памятники, хачкары и фрагменты архитектурных деталей из разных мест Армении.
Экспозиция во внешних портиках сформировалась 1959-го по 1970-ый годы. С самого начала целью этой экспозиции было представить образцы каменных памятников, орнаменты и лапидарные надписи которых созвучны представленным внутри здания образцам армянской письменности и миниатюры. Выставка содержит памятники со II века до н. э. по XVII век нашей эры, которые были собраны с Гегамских гор, Кармин Блура, из Джервежа, Норатуса, Вайоц Дзора и Арцаха. Среди них можно увидеть быкообразного вишапа, плиту урартийского периода, предназначенную для надписи, детали раннехристианских и средневековых церквей (обломки капителей, баз, карнизов, пилястров, притолок входов), а также надгробие и хачкары.
Стела для клинописи 7 века до н. э. с холма Кармир-Блур, из руин последней столицы Урарту Тайшабаини.
Вишап (Дракон), Гегамские горы, урартийский период.
Фрагменты колонн V в. из Ереруйка.
Детали архитектурного декора присущи V-VII вв.; они встречаются на памятниках Ереруйка, Касаха, Талина. Равносторонний крест, вписанный в круг - один из самых известных барельефных мотивов, который, по всей видимости, украшал притолоку входа или фронтон центральной арки алтаря. С тонким мастерством, исполнены стилизованные аканты, пальмы и корзины на капителях, рельефы виноградной грозди и листья, подчёркивающих окончание пилястра. Особенно интересны высеченные на капители стены изображение равностороннего креста, улитки и цветка вечности, которые являются погребальными символами в раннехристианскую эпоху.
Хачкар из Арцаха. Одной из стилистических особенностей арцахской средневековой школы хачкаров является то, что на плоскости находящейся ниже креста, изображались ритуальные или дарственные сцены. Они представляют собой ценные детали быта, одежды, ритуальных предметов этой эпохи. На обломках этого хачкара сохранилась дарственная надпись и сюжетное изображение.
Фрагменты из церкви в Джрвеже, VII в.
Хачкар, Гавар, 1596 год. Во внешнюю экспозицию Матенадарана входят три цельных хачкара. Автор двух из них мастер из Гегаркуника, Керам. Нам известны 64 его поминальных работ, созданных с 1551 по 1610 гг., которые находятся в Норатусе, в городе Берд Тавушского района, Егварде, Эчмиадзине, Аштараке. Самыми красивыми считаются два из них, находящиеся в городе Гаваре, на кладбище «Дари глух», в которых он довёл до совершенства так называемый «стиль миниатюрной резьбы». Один из этих двух хачкаров, созданный в память об Ага Ахназаре (1596 год), находится в левом портике Матенадарана.
В правом портике Матенадарана, помимо экспонатов, представлена фотовыставка, посвященная музею-институту древних рукописей.
Кайма хачкара, Ехегис, XIII в.
Хачкар, Ехегнадзор, 1545 год.
Капитель, VII в.
Хачкар Керама, создан в память о Мариам (1604 г.).
Могильный камень, Норатус, XIV век.
Со ступеней Матенадарана открывается замечательный вид на проспект Маштоца.