Я, простите за каламбур, люблю истории про любовь. Однако поиск их осложняется тем, что женские романы читать не получается в виду их жанровых особенностей, а в прозе любовь если и присутствует, то часто не в том виде, который предпочитаю я. Хороших любовных историй мало. В отличие от фантастики, где я могу вспомнить сразу штук 30 хороших книг, любовных историй вот набралось только шесть.
В этом списке нет романов о психологии семейной жизни или проблемах личности в современном мире. Например, "Завтрак у Тиффани", "Любовь живет три года" или "Великий Гэтсби", при всех их художественных достоинствах, и наличии любовной линии - это все-таки не love-story.
Еще в этом списке нет таких произведений, как "Евгений Онегин" или "Ромео и Джульетта", но их читали все, не хочу быть к.о.
Все книги я перечитываю и буду дальше перечитывать.
1. "Грозовой Перевал" Эмилия Бронте.
Не уверенна, что этот классический сюжет нуждается в представлении, но все же. Это история о дочке местного землевладельца и найденыша, который с детства жил в их доме. Несмотря на социальное различие, Кэтрин и Хитклиф были близки характерами - дерзкие, своенравные и горделивые. Конечно, они полюбили друг друга. Но, когда дети повзрослели, Кэтрин начала понимать, что она - леди, а он - никто. Тем более на горизонте появился выгодный жених...
Всю жизнь он любил ее какой-то отчаянной, разрушающей любовью. Разрушающей и его жизнь, и жизни других людей. Кэтрин и Хитклиф - персонажи настолько известные, что аллюзии и цитаты связанные с ними встречаются во многих источниках.
"Я только хотела сказать тебе, что рай, казалось, не был моим домом; и у меня разрывалось сердце - так мне хотелось заплакать. Я попросилась обратно на землю; и ангелы рассердились и сбросили меня прямо в заросли вереска на Грозовом Перевале; и там я проснулась, рыдая от радости. Это тебе объяснит мою тайну, да и все остальное. Для меня не дело выходить за Эдгара Линтона, как не дело для меня блаженствовать в раю; и если бы этот злой человек так не принизил бы Хитклифа, я бы и не помышляла о подобном браке. А теперь выйти за Хитклифа значило бы опуститься до него. Он никогда и не узнает, как я его люблю! И люблю не потому, что он красив, Нелли, а потому, что он больше я, чем я сама. Из чего бы ни были сотворены наши души, его душа и моя - одно; а душа Линтона так отлична от наших, как лунный луч от молнии или иней от огня".
Из википедии:
Согласно рейтингу, составленному по опросам зрителей британского телеканала UKTV Drama, «Грозовой перевал» - главная романтическая книга всех времен.
Роман «Грозовой перевал» занимает двенадцатое место в списке «200 лучших книг по версии BBC» (2003).
2. "Гордость и Предубеждение" Джейн Остин.
Еще одна знаменитая книга, не нуждающаяся в дополнительных рекомендациях.
В провинции живет приятное и благородное семейство, где есть пять дочерей и мать мечтает об их удачном замужестве. И однажды в их городок приезжают завидные женихи, богатые дворяне из столицы. Думаю, понятно, как развивается сюжет дальше? )
Помню, у нас была какая-то контрольная важная в универе, а я не могла писать, т.к. читала в этот момент объяснение Дарси и Элизабет - я не могла оторваться ни на секунду, даже ради контрольной.
Несмотря на 1796 год выпуска написан роман очень современным языком, и читается легко. Если вдруг, вам не довелось еще его прочитать, то я вам завидую. Вас ждет такая прекрасная книга.
Есть много экранизаций, но лучшей мне кажется вот
эта с Колином Фертом.
Кстати, в 2013 выходит фильм
"Гордость и предубеждение и зомби". Я в предвкушении.
3. "Бог мелочей" Арундати Рой.
Роман с букеровской премией (и русским букером за перевод) и совсем не простой, многоплановый. Это и история одной семьи, и всего индийского общества, есть и мифическая, легендарная подоплека, политика, острые социальные проблемы, вроде кастового разделения, коррупции и бесправия некоторых групп населения. Но в первую очередь - это история любви. Той любви, которая не могла случиться, любви женщины из среднего класса и "неприкасаемого".
Еще Арундати Рой - мастер слова, для меня это в литературе крайне важно. Ее текст можно растащить на цитаты полностью, ее книгу я могу читать с любой главы, с любой страницы, она интересна не только сюжетом, но тем, как написана.
Так что помещаю достаточно большой отрывок, про тот момент, когда главные герои поняли.
"Мужчина в тени каучуковых деревьев, на котором танцевали солнечные монетки, повернул голову, не опуская ее дочь на землю, и встретился взглядом с Амму. Столетия вместились в один неуловимый миг. История дала промашку, была поймана врасплох. Сброшена, как старая змеиная кожа. Отметины, рубцы, шрамы от былых войн и от времен, когда пятились назад, - все это упало с нею на землю. Осталась некая аура, свечение, вполне доступное восприятию, столь же зримое, как вода в реке или солнце в небе. Столь же ощутимое, как зной жаркого дня или подергивание рыбы на тугой леске. До того очевидное, что никто его не заметил.
В этот миг Велютта повернул голову и увидел то, чего не видел раньше. То, что не попадало в его поле зрения, ограниченное шорами истории.
Самое простое.
Например, то, что мать Рахели - женщина. Что, когда она улыбается, на щеках у нее возникают упругие ямочки и разглаживаются лишь много позже того, как улыбка уходит из глаз. Что ее коричневые руки округлы, крепки и прекрасны. Что плечи ее светятся, а глаза смотрят в какую-то даль. Что, даря ей подарки, ему больше не нужно держать их на раскрытой ладони, чтобы она могла брать их, не касаясь его кожи. Лодочки и шкатулки. Ветряные мельнички. И еще он увидел, что не всегда он должен быть дарителем, а она получателем подарков. Что у нее тоже кое-что для него припасено.
Знание вошло в него мягко и коротко, как лезвие ножа. Горячее и холодное разом. Это длилось ровно один миг.
Амму увидела, что он увидел. И отвернулась. Он тоже. Демоны истории вновь пришли по их душу. Чтобы облечь их в старую, покрытую шрамами кожу и отвести туда, где им надлежит быть. Где властвуют Законы Любви, определяющие, кого следует любить. И как. И насколько сильно.
Амму двинулась к веранде, где шел Спектакль. Она дрожала внутри.
Велютта посмотрел на Представителя М. Дрозофилу в его руках. Он поставил Рахель на землю. Он тоже дрожал".
Вот так-то, это не роман о глупых подростках, они взрослые люди, у нее двое детей и развод за плечами. И один взгляд. Одного взгляда было достаточно, что бы перевернуть всю жизнь этих людей.
Это первая книга в моем списке, которая не то, что заставила меня плакать, а рыдать, захлебываться слезами.
4. "Тот, кого я всегда жду (Валькирия)" Марина Семенова
О чень милое произведение. У многих людей нет Того, кого они всегда ждут. У меня, например, никогда Его не было. А вот у главной героини романа - был. Тот самый, половинка. Она знала, что он где-то есть, и очень хотела его найти. А чтобы найти, по законам жанра, нужно семь пар железных сапог стоптать. Действие происходит где-то в 8-9 веке, и история пропитана сказками, преданиями, домовыми, русалками и тому подобным. Написано, на мой взгляд, хорошо, читается очень легко. И перечитывается тоже, уже раза 3 читала, и еще буду.
В общем - хорошая и добрая история, я бы и детям эту книгу читала.
"В детстве мне мстилось - у каждого есть Тот, кого он всегда ждёт. Потом подросла, поняла: не у каждого, лишь у немногих. Спроси семерых, шестеро брови сведут - что ещё за диво неслыханное? Моё вешнее солнце было бы им огоньком на болоте, ведущим в трясину с проторённой, надёжной тропы. А мне их ясная жизнь была вовсе не жизнью - сном тяжким вроде того, что мучил Злую Берёзу… Не могу лучше сказать".
"Молодость склонна отчаиваться там, где нет повода для огорчения, и надеяться, когда уже и быть не может надежды…"
"За цыпленка и курица лютый зверь".
5. "Небо падших" Юрий Поляков.
Роман родом из 90-х с соответствующими художественными приемами. Там, правда, нет бандюков и ментов, зато есть олигархи, нувориши за границей, коррумпированные чиновники и тому подобное.
Но в этом романе появляется один очень занимательный женский типаж, про который впору составлять отдельный список - роковая блондинка. Впервые мне она встретилась в "Трех мушкетерах", всем известная Миледи. Может Дюма и ввел ее в литературу первым, не знаю. Но потом в разных книгах и фильмах она мне встречалась не раз - женщина с ангельской внешность, белокурыми волосами и душой дьявола. Миледи всегда хитра, умна, отлично образована, коварна и жестока. Добиваться всего в жизни предпочитает с помощью мужчин, однако сама полюбить никого не может, друзей у нее тоже не бывает. В жизни мне, правда, такие не встречались и хорошо, но читать про них интересно.
Главный герой романа, преуспевающий бизнесмен, встречается именно с такой женщиной.
"Видит Бог, я был влюблен в нее насмерть. Помните, смерть Кащея таилась в игле? И у каждого из нас есть такая игла, но только мы не знаем, где она спрятана. А любовь - это когда ты вдруг понимаешь: твоя игла зажата в кулачке вот У ЭТОЙ женщины. И от нее теперь зависит твоя жизнь!"
"Именно в то утро я начал смутно понимать, что истинное удовольствие Катька получала лишь в одном случае - когда видела разъяренное лицо мужика, орущего в бессильной злобе: - Стерва! Я ненавижу тебя! Ненавижу!! В этом был ее настоящий оргазм, ради которого она могла подолгу таить в своей умной головке самые изощренные многоходовки, могла идти, ползти, красться к своей счастливой женской судороге месяцами и однажды добиться своего: - Стерва-а-а!".
6. "Гранатовый браслет" Александр Куприн.
Это совсем небольшое произведение, скорее рассказ, и оно входит в школьную программу, так что, скорее всего, его тоже все читали. Но если вдруг нет, то этот рассказ (как и другие рассказы Куприна) несомненно, стоит внимания. Все время удивляюсь, как много истинного настоящего чувства поместил автор в такой небольшой текст.
Телеграфист (любимый типаж русской литературы - маленький человек) влюбляется в княгиню. Он - тихий, скромный и небогатый. И ни на что не надеется, естественно. Однако его чувство - эта та самая любовь, которую далеко не каждой женщине повезет узнать. Именно про это чувство пишут книги. И Хитклиф, и Дарси, и Велютта и Амму, и Зима Желановна (это герои предыдущих книг, если что) знали именно эту любовь. И это чувство возвышает телеграфиста над всеми остальными персонажами повести.
Моя любимая сцена, когда муж и брат княгини приходят к телеграфисту с угрозами и приказом больше ей не докучать:
"- Трудно выговорить такую... фразу... что я люблю вашу жену. Но семь лет безнадежной и вежливой любви дают мне право на это. Я соглашаюсь, что вначале, когда Вера Николаевна была еще барышней, я писал ей глупые письма и даже ждал на них ответа. Я соглашаюсь с тем, что мой последний поступок, именно посылка браслета, была еще большей глупостью. Но... вот я вам прямо гляжу в глаза и чувствую, что вы меня поймете. Я знаю, что не в силах разлюбить ее никогда... Скажите, князь... предположим, что вам это неприятно... скажите, - что бы вы сделали для того, чтоб оборвать это чувство? Выслать меня в другой город, как сказал Николай Николаевич? Все равно и там так же я буду любить Веру Николаевну, как здесь. Заключить меня в тюрьму? Но и там я найду способ дать ей знать о моем существовании. Остается только одно - смерть... Вы хотите, я приму ее в какой угодно форме".
Любовь принадлежит тому, в чьем сердце живет. И никакие другие люди ничего не могут с этим поделать, можно разлучить, можно даже убить, но запретить любить - нельзя.
Есть еще и другие хорошие книги о любви, которые мне понравились, но не могу сказать, что для меня они стали чем-то особенным. Перечитывать пока не планирую. Они могут понравиться и вам.
Франсуаза Саган "Немного солнца в холодной воде", "Здравствуй, грусть".
Анна Гавальда "Просто вместе" - не могу сказать, что меня прямо очень впечатлила история, может быть перевод был плохой. Но это бестселлер, значит, заслуживает внимания.
Януш Леон Вишневский "Одиночество в сети" - роман с идеальным мужчиной, очень символично, что место действия в интернете, так как в жизни таких конечно не бывает.
Диана Уинн Джонс "Ходячий замок" - это совсем для детей, сказка, но я такие люблю. Хаяо Миядзаки по нему, кстати, мультфильм сделал, тоже очень хороший.
Габриэль Гарсия Маркес "Любовь во времена холеры" - еще одна любовь длиною в жизнь.
Мишель Уэльбек "Платформа" - вообще-то это как раз роман о проблемах личности в современном мире, но я в нем отметила только любовную линию. Роман впечатление произвел, но почему-то ничего больше из Уэльбека читать не захотелось.