Японская живопись
".... прекрасное обладает .... силой недвойственности! О красоте и прекрасном написано и сказано очень много - для меня прекрасен Образ несущий в себе т.н. недвойственность! - Образ, который объединяет и "да" и "нет"! В европейской культуре, он достижим через столкновение взаимоотрицающих факторов! эти столкновения заставляют ум воспринимающего перейти на новый уровень восприятия, на котором противопоставлений больше нет!..... переживание себя на уровне где нет ни "да" ни "нет"! .... человек вдруг понимает, как ограничено его восприятие в обычном двойственном мире!" (Ф)
«У японцев есть слово «сибуи»… У меня никак не получалось проникнуть в глубину смысла этого слова, уловить всю его тонкость - мне не удавалось это сделать. Если платье вульгарно - оно не может быть «сибуи», если букет цветов аляповат, безвкусен - он не может быть «сибуи». Однажды один японец мне сказал: «Ну, как мне вам это объяснить? Представьте себе вечер, закат, озеро, вода совершенно не подвижна. И вот тишину и покой нарушает всплеск воды. Лягушка прыгнула в озеро.
На поверхности вода расходится в круг - шире, шире. Это и есть «сибуи".
«Иногда мне казалось, что скрытая красота и есть «сибуи». Одна японская дама подарила мне черную простую лакированную коробочку. Когда открыв её, на внутренней стороне крышки был изумительно тонкий рисунок золотом. Подкладка на хаори - верхней одежде японцев - всегда красивее, чем верх. Самураи никогда не выставляли напоказ ценные лезвия сабель, а прятали их в ножны». (А.Т.)