В поисках себя.)

Feb 17, 2019 20:01


Давно во мне все эти мысли бродят.
Пожалуй поиск себя это одно из самых сложных направлений.
Большинство не ищут. Многие сомневаются в целесообразности подобных поисков…

В процессе поиска, искатели блуждают в океане понятий и смыслов, регулярно набивает шишки, и сталкиваются с разочарованием.
Трудность, от части, заключена в условности выработки объективных критериев.
В своё время (это не значит, что сейчас нет к себе вопросов) мне сложно было отождествить себя с чем либо или кем либо конкретно.
Как ни странно, ещё в дошкольном возрасте не могла решить для себя этот загадочный вопрос, но уже относительно четко ощущала - моё тело это не Я.
В школе думала - Я, это некая нематериальная сущность где-то у меня в голове…
Будучи студенткой пыталась найти ответ в изучая работы мыслителей из области психологии, философии, религии….
Создавая семью надеялась дополнить свой опыт, объединив наши умы и устремления с человеком перед которым можно быть полностью открытым, двигаясь в одном направлении, наконец решить для себя этот вопрос.



Однако, как потом стало понятно - все эти пути не обязательно способствуют внутреннему росту.
В моем случае, сказала бы больше уводящие от приближения к ответам.
Практически все этапы поисков объединяло то, что меня не покидало чувство некой множественности составляющей мое самоощущение.
В какой-то мере, этому пособствовала мысль о том, что нигде в природе не существует ничего идентичного: нет абсолютно одинакового организма, песчинки, молекулы, атома... Даже однояйцевые близнецы - разные. Однако, сейчас люди научились клонировать сложные организмы. Однако, даже эти клоны не будут себя вести абсолютно одинаково. Значит, есть нечто, что невозможно повторить, воспроизвести. Это направление неудержимо манило и будоражило воображение в минуты уединения.

Из этого вытекает первое предположение: всё, что подлежит копированию - не является сутью Я.
Вследствие ограниченного сознания, человек воспринимает мир системно. Системность порождает ощущение понятности устройства мира и того, что всё уже знакомо. Эта иллюзия подкрепляется подходящими словесными ярлыками для каждого понятия или представления. Всё, что не входит в систему его восприятия мира, человеку кажется невероятным, если он это увидел, и просто вымыслом, если ему об этом рассказывают впервые. Кроме этого, в процессе восприятия  нередко происходит процесс, в психологии называемый «вытеснением», когда увиденное "чудо" размещается в глубинах подсознания, когда сознательно вспомнить произошедшее человек не в силах.


Мы как бы сами, каждый из нас, "делает" свой мир. Приблизительно то же самое происходит с сознанием общества в целом. Делание этого мира, можно проследить в любом явлении воспринимаемом нами. Актуальный для нашего общества пример: во времена средневековья, возрождения и т.д., «делание» людей красивыми или значимыми сопровождалось закреплением, за счет определённой атрибутики, как в одежде, так и в интерьере жилища, межличностных отношениях самих людей и «эстетическом» восприятии самого тела человека. Сейчас красивыми и престижными (опять же временно), как правило, считаются совершенно другие стили, как в одежде, интерьере, так и в отношениях, другие нравы попали под нормативы, другое отношение к восприятию своего и окружающих человеческих тел.

Как можно, хотя бы попытаться абстрагироваться от всего этого? Вероятно, можно сменить курс, пойти не вдоль, не против, а поперёк всего этого. К примеру: неделанием, нарушением системного восприятия в данной ситуации может явиться неотождествленный взгляд на то, что считается в данный исторический период значимым, престижным, красивым. На какой-то миг, взглянуть как просто на совокупность статусов, материи, ценностей, а так же традиций и морали: психология-религии-педагогика-политология-экономика… и др. всё это совокупность придуманного и запечатлённого в определённых словах мира. Подобное разотождествление может быть болезненным, но в последствии поможет избавиться от некоторых диструктивных иллюзий и беспокойств.


К чему бы человек не приступал впервые (механическая работа, еда, праздность, спорт, секс ), вначале это захватывает и увлекает, затем неизбежно возникает привыкание и потеря интереса. Человек впишет всё это, как ещё одно объяснимое обыденное действие, чудесность новизны исчезнет и станет рядовым явлением.

Когда существо находится на начальном этапе социального самоотождествения и ещё не является в полном смысле этого слова - личностью, процесс системного восприятия мира ещё только захватывает индивидуума, чтобы «структуировать» его восприятие из хаотичного в «упорядоченное». В этот момент, впервые появляются мысли облекаемые в слова (словоформы), которые закрепляют точку зрения или восприятия соответствующим образом, настраиваясь на всеобщую коллективную визуализацию социального мира. Всё это сопровождается избыточным ростом эго и умножением всевозможных иллюзий, т.к. воспринимаются лишь свои собственные системообразующие мысли о мире, а не мир как таковой. Общество помогает ребенку постепенно растворяться, терять себя, зайти поглубже в реку обословленности и созависимости. БОльшая часть восприятия, становится неосознанно шаблонным.

Одиночество, скука и всевозможные депрессии, как правило возникают, когда таким, веками отработанным образом, подготовленное сознание, вопреки законам общества становится всё же шире той системы, которая составляла базис. Когда человек не отвечает ожиданиям общества, той системы которую он воспринимает на данный момент как единственно существующую, но не осознаёт или скорее не знает - а что дальше, за этой «стеной», начинают волновать вопросы из области: что делать, как это устроено? Если сознание ещё не готово, а система по его ощущениям и в его понимании рушится или уже нарушена, человек близок к помешательству, может сойти с ума, могут появиться совершенно бесконтрольные мысли, страхи, беспокойства.


Люди древности воспринимали гром и молнию, как проявления божьего гнева. Сейчас это кажется забавно, оказывается, требовалось просто накопить знания, изучить и вникнуть. Сегодня общество повторяет уже в тысячный раз это ошибку. Многие новейшие знания и теории отвергаются по умолчанию, а люди высмеивают иновации, неосознавая собственную ограниченность, находя все эти новшества тупиковым направлением. Однако, существуют те, кто уже вписал в свою систему восприятия мира нечто нарушающее привычный ход событий.

Разнообразие ограничивается лишь мыслями, с которыми мы себя отождествляем.
Привыкая жить, думать и беспокоиться о чём угодно, только не о таких вещах как: что такое осознание «я», что такое разум, личность, дух, что такое восприятие, как оно устроено, как к нам приходят мысли, где они зарождаются, почему эмоции ощущаются в груди, можно ли их вызвать по своему желанию, можно ли ощутить бесконечность или время на доступном нам уровне? и т.д…

Собственно, сейчас для меня актуально - желание максимально приблизиться к пониманию истиного положения вещей.
Тут есть трудность.
В частности - любая принципиально честная по отношению к реалу позиция "бьёт по шапке", (проверено на собственной шапке) и как следствие - финальное испытание наиболее полной самостоятельности взглядов, не привязанности к миру привычных восприятий - устойчивость к состоянию неопределенности. Надо признать - иногда это больно.
Чтобы жизнь в этом мире проходила, по возможности, без страданий учишься состыковывать мироустройство в голове с множеством реальностей окружающих.
Однако, как сказал Ямамото Цунэтомо: «путь к истине, это смерть», во всяком случае - это большой риск для жизни искателя истины. И дело здесь не в физической угрозе из вне. Чем ближе приближение к истине, отшелушивая в себе всё наносное, тем больше осознаёшь прикладную функцию своего тела по отношению к значению собственной способности к познанию.
Однако, не помню чьи это слова, кто-то верно заметил: "Большинству людей, порой легче терпеть духовную боль, чем физическую" (с)

Могу пока сказать одно: в моём понимании суть Я - это то, что не подлежит копированию и воспроизводству.

мои мысли, поиски себя, суть, размышления, поиски, Я, истины, философия

Previous post Next post
Up