Три чашки чая

Jun 23, 2013 15:16





"Книга о человеке, который смог изменить мир," - написано на обложке. Лучше и не скажешь.

Я читала, и мои эмоции менялись, как погода в нонешнем июне. Книга о человеке, который вызывает уважение, восхищение и желание ему поклоняться. Вместе с тем это история об одержимом человеке, и я не могу себе даже представить, каково это - быть и жить рядом с одержимым. Вообще, Грегори Мортенсон вызывает у меня откровенную зависть - у этого человека есть его личный смысл жизни, воплощенный в идее, реализуя которую он делает-делает-делает. Это такое состояние, когда нет пути назад (привет, Дима), когда некуда отступать и это невозможно в принципе. Когда человек делает то, что делает, потому что не может не делать. Иногда мне такая миссийность кажется проклятием, чаще - даром небес, и я всегда таким людям завидую, потому что я никогда не была на их месте и мне очень хотелось бы это пережить.

В целом, на страницах коктейль шикарный - реальная история жизни, ближний восток как он есть, взаимоотношения Америки и Пакистана (в меньшей степени, подробности тактично умалчиваются) и внутренняя жизнь Пакистана и Афганистана подробно, невероятная история любви, описанная в паре абзацев, боль утрат и счастье обретения, идеи выполненного долга, беженцы и школьники, война и надежда на светлое будущее благодаря образованию. Отдельным пунктом для меня стоит история боевиков движения Талибан и прочих смертников. Так прозрачно объяснен механизм того, как это работает - я правда не знала. А что самое интересное, насколько ваххабизм - явление самой жизни, в котором есть и всем известные ужасы (и в книге подробно описанные) и положительные моменты: например, то, что они против наркотиков и запрещали производить и продавать героин на подчиненным им территориях.

Потрясающая история, и если читать это именно как историю, а не как литературу, все вообще отлично, потому что поначалу мне, например, американский "стиль" всегда тяжеловато идет. Повесть о настоящем человеке - вот о чем книга. Если кто-то может посоветовать что-то похожее для чтения, буду признательна. Мне давно уже биографические истории слаще другого.

Ну и, традиционно, «Когда люди узнают, как мы с Тарой поженились, они просто не верят, - говорит Мортенсон. - Но свадьба через шесть дней знакомства вовсе не казалась мне странной. Так поженились мои родители, и их жизнь сложилась счастливо. Удивляло одно - как мне удалось познакомиться с Тарой! Я нашел единственную женщину в мире, которая была предназначена только мне».

Взяв чашку с чаем, Хаджи Али заговорил. «Если ты хочешь работать в Балтистане, то должен уважать наши обычаи. Когда ты впервые пьешь чай с балти, ты - чужак. Когда пьешь чай во второй раз, ты - почетный гость. В третий раз ты становишься родственником, а ради родственника мы готовы сделать все, что угодно, даже умереть. Доктор Грег, ты должен найти время для трех чашек чая. Может быть, мы не образованы. Но не глупы.

Муллы не опускаются до физического труда, - поясняет Мортенсон. - Поэтому Шер Такхи не нес груз, но он вел колонну из тридцати пяти мужчин всю дорогу, все тридцать километров до Корфе. В детстве он перенес полиомиелит и остался хромым. Эта дорога далась ему нелегко. Но он вел своих людей по долине Бралду и улыбался. Так мулла выразил свою поддержку нашему делу. Он хотел, чтобы дети Корфе, в том числе и девочки, могли учиться».

Ваххабизм - это консервативная, фундаменталистская ветвь сунитского ислама, официальная религия Саудовской Аравии. Многие саудиты считают такое название оскорбительным и называют себя аль-мувахиддинами, но есть «монотеистами». В Пакистане и других бедных странах, находящихся под сильным влиянием ваххабитов, используют традиционное название.
Слово «ваххабизм» происходит от арабского выражения «аль-ваххаб», то есть «щедрый даритель», это одно из множества имен Аллаха. Ваххабиты и есть щедрые дарители. Они располагают практически неограниченными средствами. Деньги привозят в Пакистан чемоданами и переводят их по назначению, используя сложные финансовые схемы. Именно деньги формируют у жителей Пакистана представление о ваххабитах. Нефтедоллары, выкачиваемые из Персидского залива, направляются в Пакистан для создания настоящих рассадников религиозного экстремизма - ваххабитских медресе.
«Не хочу, чтобы вы подумали, что все ваххабиты плохие, - говорит Мортенсон. - Многие их школы и мечети прекрасно справляются с задачей помощи беднякам Пакистана. Но некоторые из них создаются лишь для того, чтобы вести священную войну - джихад».
По оценкам Всемирного банка, к 2001 году по меньшей мере в двадцати тысячах медресе обучалось около двух миллионов пакистанских юношей. При этом учебные программы в них были полностью происламскими. Лихорский журналист Ахмед Рашид - пожалуй, лучший эксперт в вопросах связи медресе с ростом исламского экстремизма, - считает, что более восьмидесяти тысяч учеников медресе вступили в движение Талибан. Рашид описал ваххабитские медресе Пешавара в своей великолепной книге «Талибан». Он пишет, что ученики целыми днями изучают «Коран, изречения пророка Мохаммеда и основы исламского законодательства в истолковании малограмотных учителей. Учителя не имеют, а уменики не получают адекватных знаний по математике, физике, истории или географии... Ученики… восхищаются войной, потому что это единственное занятие, к которому они готовы. Деревенские муллы вбили в них веру в мессианский пуританский ислам. Только в это они могут верить, и только это придает их жизни смысл».
«Школы, построенные Мортенсоном, - продолжает Рашид, - дают тысячам молодых людей то, что им жизненно необходимо: сбалансированное образование и средство для того, чтобы выбраться из нищеты».

На кладбище он опустился на колени и прикоснулся к простому надгробию, установленному над могилой Сакины. Когда Хаджи Али поднялся, глаза его были влажными. «Без нее я никто, - сказал он Грегу. - Совершенно никто».
«Я не мог представить, чтобы консервативный мусульманин-шиит произнес подобные слова, - вспоминает Мортенсон. - Многие мужчины относятся к своим женам с такой любовью. Но лишь немногие решаются в этом признаться».

Педиатр Назир Абдул рассказал Мортенсону, что всего несколько месяцев назад, когда Кабул находился в руках Талибов, все книги с иллюстрациями были запрещены. Их публично сжигали на площадях. Вооруженные талибы из печально известного министерства Поощрения добродетели и предотвращения порока стояли во всех аудиториях, следя за тем, чтобы преподаватели не рисовали анатомических схем во время лекций.

Согласно данным, собранным организацией «Хьюман Райтс Уотч», при талибах опиум в Афганистане почти не производили, зато к концу 2003 года его было получено почти четыре тысячи тонн. Вся прибыль от торговли наркотиками шла местным вождям, которые на эти деньги формировали собственные армии.

«Я считаю, что все люди планеты должны в течение следующего десятилетия объединить усилия в борьбе за всеобщую грамотность и детское образование. Более 145 миллионов детей в мире лишены возможности учиться из-за бедности, эксплуатации, рабства, религиозного экстремизма и коррупции, процветающей в разных странах. Быть может, эта книга поспособствует тому, чтобы свет просвещения проник в самые темные уголки на нашей планете», - Дэвид Оливер Релин. я книги без карандаша читать не умею

счастье в книгах, цитаты

Previous post Next post
Up