Что такое тон для художника

Nov 18, 2015 19:08

Этой статьей мы открываем серию публикаций о важной составляющей - тоне. Поговорим немного о теории и попробуем кое-что на практике ;)

Меня спрашивают, что важнее: цвет или тон? Я отвечаю: "Какая нога нужнее человеку, правая или левая?"

Н. П. Крымов

Тон - одна из самых важных составляющих в рисунке, будь то графика или живопись. Именно тон дает ощущение реалистичности и живости изображения, не рисунок как таковой - он может быть идеальным, но изображение может все равно выглядеть вымученным, пластмассовым. Но, если мы возьмем правильно тон и положим все крупными мазками, штрихами наметим основное, картина уже будет передавать атмосферу и настроение, которое в нее закладывал художник.



David Cheifetz




Andrew Wyeth


         

Алексей Ермолин                                                                                              Julian Merrow Smith

Тон для художника - это и светосила отдельного предмета и сцены в целом и ощущения, которое оставляет картина. Если изолированный цвет предмета мы можем относительно легко представить и назвать, то тон изолировать не получится, он всегда вписан в окружающее пространство и зависит даже о того, насколько далеко вы находитесь от рассматриваемого объекта. Однако, из-за психологического феномена постоянства восприятия, в обыденной жизни мы привыкли пренебрегать настоящим, а полагаться на свою память. Мы будем "видеть", правильнее сказать "знать" белые стены дома вне зависисмости от времени суток, а они могут быть оранжевые на закате, розовые на рассвете, голубоватые днем и почти черные ночью, ни разу в течение дня так и не став белыми.

Для общего понимания важности тона в живописи можно почитать заметки художника и педагога Николая Петровича Крымова. В наших статьях я буду часто к нему возвращаться. "В своем определении реалистической живописи я говорю о передаче видимого материала. Передача материала какого-либо предмета, помещенного на таком расстоянии или находящегося в таких условиях, когда этот материал не воспринимается глазом, противоречит существу реалистической живописи. Например, изображая кожаный чемодан, находящийся на большом расстоянии или в темном углу, потерявший из-за этого свою видимую материальность, художник-реалист напишет его именно таким, неопределенного материала предметом, каким в данную минуту и в данных условиях он этот чемодан воспринимает. Будет абсолютно неприемлемо в живописи, если художник изобразит чемодан таким, каким он его знает вообще, а не каким его видит в момент работы. Одним из элементов натурализма в живописи и будет передача невидимого, но «знаемого» материала... Допустим, что мне очень нравится лимон, лежащий на тарелочке, и я его исполнил с такой любовью, с таким внимательным отношением написал его, как говорится, пропустив сквозь «призму души», и написал очень здорово, так, что он выглядит как настоящий, чуть не вылезает из рамы. Однако он не будет так выглядеть, если живописец его напишет по-настоящему. Живописец должен писать предмет так, чтобы он находился от зрителя на таком же расстоянии, как от живописца ". Н. П. Крымов

Так как начать видеть тон? Чтобы правильно увидеть тон, а потом его передать, нужно временно отказаться от "видения" многих вещей: фактуры, формы, деталей и даже цвета. Конечно, это гораздо проще сказать, чем сделать, но есть несколько упражнений, а дальше только практика ;)

  • Рассмотрите предмет сквозь ресницы. Щурьтесь! Так как я немного близорука, щуриться привыкла с детства и из-за этого никогда не понимала этого упражнения, я же видела предметы просто размытыми или более сфокусированными, какое это отношение имеет к тону? Щуриться надо сильнее :) Не боясь морщин (или боясь), так сильно закрывая глаза, чтобы вообще почти ничего не видеть. Еще сильнее! Вот, только сейчас все ненужное начинает пропадать и можно сфокусироваться на тоне.
  • Цифровая камера может стать реальным помощником. Мы не будем здесь спорить о правоправности использования фотоаппаратов и фотографий. Просто, если есть возможность, можно конвертировать изображение в ч/б и быть почти счастливым.
  • Сравните тон предмета с белой и черной карточкой, это поможет определить тон конкретного предмета более темный или же светлый

Иллюзия. На самом деле цвета А и В одинаковые. Вот так.



мастер-классы, графика, урок, живопись

Previous post Next post
Up