Прежде чем приступить к обзору, я сразу во избежание недоразумений объяснюсь. Я не цветокорректор. Я только учусь. Этот очерк я пишу для тех, кто раньше цветокоррекцией в авиде не занимался или все забыл. Это общий обзор стандартного авидовского инструментария с общим описанием общих функций различных инструментов. Я буду в нашем сообществе поднимать узко направленные, специальные темы, но это будет позже.
Надеюсь, профессионалы простят мне мой непрофессионализм, а начинающим этот обзор будет полезен. В любом случае, когда я сам разбирался с авидовской цветокоррекцией, я перерыл весь интернет в поисках статей или учебников, которые помогли бы мне, но так ничего и не нашел. Если Вы знаете о существовании таких статей, прошу поделиться с нами ссылкой (используйте для этого тему «Использованная литература»)
В разделе эффектов Image лежит эффект Color Correction (далее - СС). Для начала, мы кидаем его на пустую верхнюю дорожку, которую следует создать над основным видеотреком.
Внимание! Искренне не советую кидать эффект СС на сам корректируемый клип! В дальнейшем это может оказаться очень неудобным, так как очень часто по началу и\или концу эффекта необходимо бывает поставить микшер для плавного входа\выхода СС.
Окно настройки эффектов применительно к СС не работает, так что необходимо войти в режим СС. В верхнем меню откройте Toolset - Color Correction. Итак, открылось окно авидовского цветокорректора.
![](http://pics.livejournal.com/mitsen4/pic/0006w5fh/s320x240)
Три монитора, которые вы видите сверху - по умолчанию левый монитор - это предыдущий кадр (непосредственно предшествующий корректируемому), правый - это следующий кадр (который следует непосредственно за корректируемым), а среднее, центральное окошко - это как раз и есть тот кадр, сверху которого мы кинули эффект СС и который собираемся менять.
Ниже, практически в центре экрана, расположилась панель с разными инструментами цветокоррекции. По умолчанию скорее всего у Вас СС откроется закладкой Hue offsets с тремя цветными кругами посередине.
Немного теории. Любой участок изображения с точки зрения коррекции делится на света, средние тона и тени. Света - это самые хорошо освещенные участки изображения, а тени соответственно, самые темные. Средние тона - это то, что находится между ними. Таким образом, при коррекции мы имеем возможность как менять весь кадр целиком, так и его самые яркие или самые темные пиксели. Левый круг - это тени, средний - средние тона, а правый - света. В центре каждого круга находится ползунок, двигая который, мы меняем цветовой тон.
Солнечный свет состоит из цветового спектра. Цветовой спектр, полученный в ходе физических экспериментов преломления и расщепления света, охватывает все видимые глазом цвета. Для удобства в науке все цвета спектра замкнуты в круг и разбиты по парам. Работая в авиде, уменьшаешь один цвет, увеличиваешь другой, парный.
![](http://pics.livejournal.com/mitsen4/pic/0006x7w5/s320x240)
Очень часто бывает так, что недостаточно просто подвинуть ползунок мышью, а подвинуть его надо очень, очень точно. Рука дрожит, графического планшета или крутого пульта с вертушками нет, и найти точный оттенок становится очень сложно. Для этого существует система координат ползунка. Внизу два окошка с цифрами. У ползунка две координаты: первая отвечает за оттенок цвета и двигается по кругу, а вторая отвечает за насыщенность оттенка, то есть удаляется от центра в сторону окружности (то есть является радиусом). Таким образом, если Вам надо чуть точнее подобрать оттенок, то ползунок не должен менять удаленность от центра круга, но при этом должен немного сместиться по окружности. Для этого используйте левое окошко с цифрами (там написано мелко - Hue). Ползунок будет двигаться по кругу, оставаясь удаленным от центра на одно и тоже расстояние.
Если же наоборот, нужно изменить насыщенность оттенка, но оставить оттенок именно таким, то следует вбивать нужные цифры в правое окошко. Тут все просто. Ползунок находится в центре - его координаты равны нулю. Чем дальше от центра, тем больше увеличиваются. Когда ползунок дойдет до конца, до окружности максимальная координата будет равна 100. То есть радиус круга измеряется цифрами от 0 до 100. Так что если вы хотите изменить кадр по насыщенности, то следует менять значения именно правого окошка.
С левым чуть сложнее. Я не силен в геометрии, но постараюсь объяснить. Правая часть круга имеет координаты от нуля до +180 градусов, а левая часть круга, наоборот, от нуля до -180 градусов (минус). Полукруг делится пополам - отметкой в 90 градусов. Подвигайте ползунок и обратите внимание на то, как будут меняться градусы. В соответствии с наблюдениями, измените градус.
Под каждым кругом есть пипетка. Ею можно выбрать цвет в кадре и…. что-то сделать дальше. К сожалению, я не знаю, как они работают ((
Справа от кругов расположились другие настройки. Ползунок Gain самый простой и понятный - это диафрагма. Это равномерное, мягкое, постепенное освещение кадра. Увеличивайте ее, и светА сразу станут еще светлее, средние тона чуть меньше, тени еще меньше светлее, и наоборот, если двигать в обратную сторону. Этим инструментом часто можно исправить проблему переэкспозиции, придавив яркое небо и оставив в более-менее нормально виде средние тона и тени, так как работает Gain действительно плавно и мягко.
Gamma - это вроде бы контраст, но в разделе Controls есть инструмент Contrast, так что Gamma работает иначе, прежде всего, гораздо сильнее. Делает картинку более глубокой, интересной.
Set up - это сильное выбеление, высветление кадра. Этот инструмент может помочь, если у вас очень темный кадр, а вам любыми средствами надо увидеть, что там происходит. Смело двигайте ползунок вправо, и вы, скорее всего, увидите многое, что изначально не читалось, однако качество картинки очень сильно снижается, она становится, плоской, тусклой, отвратительной, сразу лезет зерно, шум. Если же двигать ползунок влево при нормальном освещении кадра, то это также увеличивает контрастность.
Внизу расположились четыре полезные кнопки. К сожалению, я не знаю, что такое Auto Black и Auto White. Простите. Функции Авто-баланс и Авто-контраст могут быть весьма полезны. Если перед Вами переосвещенный кадр при неправильно взятом балансе (все, например, голубое), смело жмите Авто-баланс и Авто-контраст. Кадр сразу станет относительно нормальным. Далее нужно двигать вручную, добиваясь необходимого результата. Волшебные кнопки укажут путь, за вас по которому никто не пройдет.
Справа находится окошко Match Color (Замена цвета). Правое окошко отвечает за цвет, КОТОРЫЙ вы меняете, а левый за цвет, НА который вы меняете выбранный цвет. Суть его работы заключается в том, что пипеткой Вы выбираете цвет, оттенок которого хотите изменить. Для этого ткните курсором в правую часть окошка, и, не отпуская мыши, перетащите курсор в ту точку кадра, цвет которого меняете. Отпускайте мышь. Все, вы выбрали оттенок, который хотите поменять. У него есть значения RGB, которые при необходимости можно запомнить или выписать. Щелкните два раза на правом окошке. Появится цветовая палитра, в которой можно выбрать конечный оттенок. Тут вам могут пригодиться значения RGB выбранного цвета. Вбейте их в соответствующие значения и далее уже меняйте оттенок. Выбрав оба оттенка, жмите Match Color. К сожалению, в моей версии авида нет ползунков tolerance и softness, без которых этот замечательный инструмент, к сожалению, абсолютно бесполезен. При наличии же этих функций, окошко Match Color может творить чудеса, и красную рубашку главного героя можно перекрасить в зеленую легким движением руки, оставив остальную часть кадра той же.
Ниже находится раздел Create FX Template. Он позволяет сохранять варианты цветокоррекции для последующего их применения. Я обычно предпочитаю сохранять пресеты в бине, давая им соответствующие названия, например, «sat -50», «gain 120» и так далее.
![](http://pics.livejournal.com/mitsen4/pic/0006y3eq/s320x240)
Еще один мощный раздел инструментов цветокоррекции - кривые. В основе работы кривых также лежит система парных цветов спектра, но в кривых количество цветов ограничено шестью основными. Вверху квадратов находятся света, в середине - средние тона, а внизу - тени. При сложении R+G+B (кривые задрать вверх) получается чистый белый цвет, при сложении C+M+Y (кривые опустить вниз) получается чистый черный цвет.
Удобство работы с кривыми заключается в том, что на управляющей изменением цвета линии можно поставить большое количество точек. И в отличие от кругов, которые меняют оттенок лишь в трех диапазонах яркости - светах, средних тонах и тенях, да и то отдельно, в кривых этих диапазонов гораздо больше, так как света, средние тона и тени объединены и плавно перетекают друг в друга. Поставив точку на кривой в нужном месте, можно изменить цветовой оттенок очень точно, не меняя при этом других участков изображения. В целом, кривые являются очень точным и тонким инструментом изменения цвета.
![](http://pics.livejournal.com/mitsen4/pic/0006zzx8/s320x240)
Мы рассмотрели работу кругов (Hue offsets) и кривых (Curves). Остался последний, третий немаловажный Controls. Как работает ползунок Hue, я не понимаю, но дает он удивительные эффекты. Ползунком Saturation можно сделать изображение черно-белым, а можно насыщенность прибавить, если в кадре явно не хватает цвета. Если двигать ползунок Brightness влево, в кадре увеличится контрастность, а если двигать вправо, то света станут ярче, а кадр светлее. В целом, эффект напоминает выбеливание (Set up). Contrast работает по другому принципу, в отличие от Gamma, контрастность повышается более мягче и плавнее.
В разделе Controls есть строка с двумя ползунками, означающими белую и черную точки. Эфирный стандарт заключается в обрезании белого до 235, а черного до 16. Таким образом, оба ползунка необходимо установить в соответствующие положения. О тонкостях в установке телевизионной обрезаловки 16-235 см. отдельную тему.
На этом я прощаюсь, и желаю Вам успехов в цветокоррекции! Если обнаружили в моем тексте принципиальные ошибки, коих, я надеюсь, все же нет, обязательно ругайтесь. Хуже дезинформации ничего нет! Удачи.