Символика цвета в японской культуре - часть 2.

Apr 10, 2015 09:25

Сегодня мы продолжим рассказ о символике цвета в японской культуре и значении основных цветов.





С первой частью можно ознакомиться здесь: http://color-harmony.livejournal.com/227283.html?thread=9119443
При репосте или копи-пасте ссылка обязательна. За картинки и фото спасибо Pinterest и интернет.

БЕЛЫЙ цвет.
Белый цвет был священным, божественным цветом и император как потомок бога на главные синтоиские ритуалы надевал белые одеяния.
ПРи этом по буддийским представлениям белый считался цветом небытия, смерти. Тем не менее, в повседневной жизни, японцы чаще руководствовались синтоискими представлениями в использовании цветов.

Традиционный головной убор  и одежда невесты - белые - как символ духовной и физической чистоты и желания воспринимать новые цвета в создаваемой семье, одевается также для того, чтобы уберечь будущую жену от развития негативных качеств - сварливости, гнева.




ЧЕРНЫЙ цвет.
Черный - традиционный мужской цвет в Японии (для воинского сословия, для мужского свадебного наряда, для праздника мальчиков). И здесь мы видим противоречие с китайской системой 5 элементов, где черный отождествлялся с иньским началом.
Синтоистские священнослужители носят черные шапочки, как символ просвя(е)щенности.



Часто родители и родственники одевают на свадьбу черные кимоно с вышитыми цветами и птицами (но не гербом).



КРАСНЫЙ цвет.
VI- XVIII века можно назвать эпохой буйства красного в Японии.
"Мы, люди, наполняемся благоговением, когда розовое солнце появляется над горизонтом даря тепло, а значит жизнь или наоборот, касаясь линии, нагоняет страх перед неизвестностью. Мы можем контролировать огонь и использовать его для обогрева и приготовления пищи. Вот почему мы чувствуем определенное почтение перед солнцем и огнем". Так писал о красном символе Японии - Солнце - один из японских философов.
До сих пор японцы часто используют красный цвет. Множество древних храмовых построек имеют красный цвет. Самыми известными из них являются главный зал замка Сюри, а из современных построек - Токийская телебашня. Одежда монахов была красного цвета, по сей день каменные и бронзовые фигуры божеств, стоящих на территории храмов, покрывают красной материей в виде одежд. В период праздников столы для торжеств в храмовых комплексах покрывали красными полотнами и коврами.
Красным цветом также окрашивали различные праздничные сувениры и обереги. Например, талисманы, призванные защищать детей, представляли собой небольших коровок, окрашенных в красный цвет (Aигурки игрушки акабеко (красная корова)появились в конце 16 начале 17 вв. Долгое время люди верили, что акабеко способна уберечь от оспы и других болезней. Является амулетом для детей.)



Символика красного: мир, безопасность, процветание семьи. Позже к значению добавляется власть и богатство.  Цвет праздника.
В театре Кабуки красные полосы на лице актеров означают справедливость, доблесть, а алые - магию, колдовство.
Красный - цвет лета.




АОЙ = Сине-зеленый-голубой.
При помощи данного слова обозначаются все оттенки синего, голубого и зеленого.
XVIII- XIX вв. - эпоха синего. Сёгуны требовали, чтобы каждый класс имел свой собственный вид одежды, часто издавались указы, запрещающие потворство роскоши. Большая часть населения ходила в сером и синем. Индиго был практически единственным доступным красителем. Техника крашения тканей передавалась из поколения в поколение исключительно по материнской линии, потому что это была одна из основных обязанностей японской женщины.
Конечно же, в столичных мастерских, прежде всего в Киото, мастера владели и другими секретами крашения привезенных из Китая и Кореи. Ткани и сделанные из них кимоно представляли произведения высочайшей ценности. Но женщины из крестьянских семей не имели ни времени, ни возможности на такие изыски. Использование индиго привлекало своей простотой, доступностью и прочностью окраски. В Японии до сих пор сохранилась эта техника крашения тканей, которые имеют оттенки от глубокой синевы цвета неба и моря, символа высоты и глубины до ярчайшей голубизны.




Цвет бесконечности и всего мистического. Не является праздничным цветом, часто используется в посведневности. Синий цвет широко использовался в одежде простого народа в связи с доступностью красителя и широкой гаммы оттенков.
В театре Кабуки лица отрицательных персонажей украшают синие узоры.



Хотелось бы сказать несколько слов об особенности японского цветовосприятия.  Главным является желание различать большое количество оттенков. С точки зрения фактов: основным сырьем для получения красителей в Японии были растения и минеральные пигменты, и практически все из них после первого окрашивания ткани давали только легкий оттенок. Цвета получались не только светлыми, но еще и не всегда яркими, чаще всего с сероватым оттенком. Данное обстоятельство сильно повлияло на формирование цветового восприятия японцев. Люди были способны различать гораздо более тонкие нюансы одного цвета, чем мы различаем сейчас (еще и потому что  современный человек привык к ярким цветам), и умели составить такие сочетания, в которых каждый оттенок был бы выгодно подчеркнут. Конечно, насыщенные и яркие цвета в костюме тоже присутствовали, но редко, потому что на их фоне терялись все остальные. Кроме того, придворные пользовались многочисленными трактатами, где описывались сезонные сочетания многослойных одеяний, потому что соблюдение этих правил было так же важно, как следование ранговому регламенту.




В искусстве в контексте данной особенности цветовосприятия были популярны образы, просвечивающие через ширму, воду, растения. Часто этому приписывался мистический и философский контекст.
В связи с этим становится понятным многослойность в одежде - когда нижний цвет просвечивается через верхнюю одежду, создавая нежный, светлый или же мягкий оттенок.

Список использованной литературы:
Шиманская А. Семиотика цвета в культуре Японии (диссертация). М.-2014.
Манаенкова Е.С. СИМВОЛИКА ЦВЕТА В КУЛЬТУРЕ ЯПОНИИ. // http://www.scienceforum.ru/2013/155/1766
МЕДКОВА Е. Ключи к символике японского изобразительного искусства. //http://art.1september.ru/article.php?ID=200801304
Хованчук О. А. Особенности формирования японского традиционного костюма и эстетического мировоззрения. // Ойкумена. 2009. № 4
Япония в цвете: краски Японии . http://russia-n.nmjapa.ru/iro
Кручина Е. Panasonic Ideas for Life. Информационно-развлекательный журнал, N 8 (2005)
Запрещенные цвета. http://vk.com/wall-54773270_100
(Макото Аока. Японские цвета. Токио. 1979)
Антропология цвета. //
https://books.google.ru/books?id=edRu0Dq69NcC&pg=PA295&lpg=PA295&dq=japan+color+history&source=bl&ots=eMGxhUMJvH&sig=4AmMjTCIyrvOoSNkCUJQCPjoWGQ&hl=ru&sa=X&ei=DWaWVMv8E8idygS0voHIDw&ved=0CDkQ6AEwAw#v=onepage&q=japan%20color%20history&f=false

символика цвета

Previous post Next post
Up