Фото:Harper`s Bazzar Korea
Всем здравствуйте! :)
После долгого, летнего, перерыва продолжим наш разговор о принтах! Открываем большой блок о клетчатых принтах!
Клетка является одним из самых популярных геометрических орнаментов, видов рисунков на ткани. В истории мировой культуры клетчатые ткани известны примерно с 3000 года до н.э. В настоящее время клетчатый орнамент чаще всего ассоциируется с "шотландской клеткой". Однако, приписывать изобретение клетчатого рисунка шотладнцам не совсем верно, хотя, безусловно, они сыграли огромную роль в его популяризации.
Клетчатый орнамент встречался еще во времена до нашей эры. Например, при археологических раскопках в Египте, учёные обнаружили древнюю мумию, завёрнутую в клетчатый саван. Кроме того, известным историческим фактом является то, что знать в Древнем Риме носила клетчатые тоги, а мужественные самураи в Японии - клетчатые кимоно. В костюмах византийской эпохи часто встречается рисунок в виде крупных квадратов или ромбов, в которые помещены изображения животных. В древней Руси распространённым был рисунок в виде ромбовидных решёток с кругами в центре или звёзды на фоне квадратов.
Распространенный вариант клетчатого рисунка, используемого в Древней Греции - шахматная клетка, который основан на сочетании квадратов. Квадрат считался одной из совершенных фигур. Пара квадратов является единицей, порождавшей орнаментальную систему, и в этой паре один квадрат воплощает абсолютный свет, а другой - абсолютный мрак, их смена - это смена дня ночью, солнца луной, жизни смертью - в вечном, необратимом и непрекращающемся процессе. Кстати, в древнегреческой культуре с шахматным орнаментом часто соседствует меандр (о нем мы говорили ранее
http://color-harmony.livejournal.com/182306.html ).
На фото: Древнегреческий шит с шахматным ковриком/ Персонажи итальянской комедии Арлекин и Коломбина/ нижняя юбка понева/ клетчатое кимоно самурая
Клетку также можно назвать одним из самых древних текстильных рисунков, естественным результатом ткацких переплетений - если через определенные промежутки пропускаются нити основы и утка (
определение) другого цвета. Клетка встречалась в традиционном костюме практически у всех народов, у которых было развито ткачество: клетчатые кимоно японских самураев, клетчатые платки палестинцев, клетчатые плащи у балтов или клетчатые детали в костюме южных регионов России, в западных районах России и в Белоруссии с рубахой носили андарак - юбку из шерстяной ткани в клетку или полоску. На Руси по цвету клеток в понёве (нижняя юбка) можно было угадать, из какой губернии приехала женщина.
По мнению историков славянских языков, слово «понёва» (или «понява») первоначально означало «кусок ткани», «полотенце». Большинство этнографов считает, что это набедренная одежда, которую носили девушки, достигшие возраста невест. Так, на севере Рязанской губернии носили чёрные или тёмно-синие понёвы с клетками из белых и цветных нитей. На границе Тульской и Рязанской губерний фон понёвы был красным с пропущенными по нему чёрными и белыми нитями. Археологические находки подтвердили, что эта традиция действительно тянется в глубины веков - к древним славянам. Женщины племени вятичей, занимавшего когда-то Рязанскую, Тамбовскую, Орловскую, Калужскую области, предпочитали синие клетчатые понёвы. Западнее, на территории племени радимичей, клетки понёвы были красными.
Традиционные костюмы персонажей итальянской комедии дель арте Арлекина и его подруги Коломбины, сшитые из разноцветных лоскутков, также стали источником одного из классических видов клетки - "арлекин" (из разноцветных ромбов). "Мозаичная клетка" похожа на "арлекин", только она состоит из разноцветных квадратов. Женский венецианский карнавальный костюм "домино" (длинный плащ с капюшоном) часто шили из ткани с рисунком в виде черно-белых или красно-белых ромбов. Клетка "домино" сегодня такая же классика, как и "шахматная клетка".
Но самый известный пример присутствия клетки в традиционном костюме, ставший основой классического стиля, - костюм древних кельтов. У галлов клетка определенного цвета и ширины на плащах обозначала родоплеменную принадлежность. Такое значение клетки сохранилось в костюме потомков кельтских племен - шотландцев. Именно в Шотландии клетчатая ткань со временем стала атрибутом национальной самоидентификации.
Существует множество вариантов клетчатой ткани, среди которых можно выделить несколько наиболее известных, используемых в настоящее время. В последующих постах мы рассмотрим более подробно отдельные варианты клетчатой ткани. Пока же перечислим их, пробуя разбить их на "логические блоки":
Шотландка. Тартан. Распространенные тартаны.
Шотландка - так скажем "неофициальное" общее название тканей в крупную пересекающуюся клетку.
Тартан - это ткани в клетку (шотландка), с определенным набором цветов, являются знаком принадлежности к определенному роду (клану, фамилии) , есть также тартаны именные, корпоративные, посвященные определенным событиям и тд. Мы еще коснемся немного современной классификации и истории ее возникновения.
Отдельно можно выделить несколько самых распространенных тартанов, разрешенных к использованию повсеместно и широко используемых в различных областях (мода, интерьер, предметы посуды и тд). Например, Royal Stewart, Black Watch, Caledonia и другие
О них мы подробнее скажем в посте, посвященном этому блоку.
Гленчек, Принц Уельский ("Эстерхази", виндзорская клетка), Аргайл.
Гленчек (Glen Urquhart Check) - это разновидность тартана, но с использованием мелких завитушек вместо диагональных линий, из которых вырисовываются квадратные и прямоугольные клетки.
Принц Уельский ("Эстерхази"/виндзорская клетка) - этот тартан получается, если на гленчек накладывается еще одна большая клетка контрастного цвета.
Аргайл (Argyle) - узор из расположенных по диагонали квадратов, а чаще ромбов, а также из контрастных линий, которые пересекаются и образуют ромбы.
Также в этом классическом, "английском блоке", скажем кратко о ткане Оксфорд.
"Ближайшие родственники клетки". Очень схожие между собой, но все же разные:
«Куриная лапка» («пье-де-кок»), «гусиная лапка» («пье-де-пуль»), «собачий зуб» - двухцветный, контрастный рисунок на ткани в виде деформированной клетки, с вытянутым углом, а также
«Пепита» - мелкий рисунок на ткани в виде квадратов «с завитушками», получаемый путем переплетения нитей контрастных цветов; родом из Испании.
И еще несколько самостоятельных вариантов клетки:
«Виши» - рисунок в мелкую клетку, появившийся в 1850 г. и названный в честь французского города Виши.
Шахматная клетка
«Мадрас» - плотная хлопчатобумажная ткань с печатным рисунком многоцветной клетки крупного размера с асимметричным решением композиции; названа в честь большого промышленного города Индии.
И в завершении планируется несколько общих советов относительно того как носить клетку :)
Постараемся придерживаться намеченного плана. Надеюсь, вам будет интересно!
Использованные материалы:
http://www.liveinternet.ru/users/4033731/post313368867/http://secondstreet.ru/blog/istoriya_mody/uchimsja-razbiratsja-v-nazvanijah-kletchatyh-tkanej.htmlhttp://xgraphics.livejournal.com/6770.htmlhttp://fashiony.ru/page.php?id_n=35776 - фотоматериал