Продолжаем тему тканей из хлопка.
Сегодня поговорим о кисее, кретоне, крэше и маркизете.
Кисея
Кисея (тур. "käsi" - "раскроенная материя", казах. "kasa" - "вид ткани") - чрезвычайно легкая, прозрачная бумажная ткань полотняного переплетения, у которой нити основы попарно обвивают нити утка, взаимно перекрещиваясь между собой, тогда как уточные лежат отдельно и совершенно прямо.
В словарных изданиях XIX века кисея упоминается как материя персидского происхождения, но в этимологических работах 1980-х гг. высказывается предположение, что название ее произошло от турецкого käsi - раскроенная материя.
Второе название кисеи - "рединка", т. е. ткань очень редкого переплетения. Тонкость кисеи служила образцом при оценке пластических свойств других тонких тканей.
Многие ткани были близки друг другу по пластическим свойствам, поэтому в исследованиях XIX века, в художественной литературе можно встретить кисею в одном ряду с другими материями: муслином, батистом, крепом, перкалем.
На французский кисея переводится как mousseline, на английский - muslin, но в России кисея и муслин различались очень четко, сопоставляли только ткани из хлопчатобумажной пряжи - шелковый или шерстяной муслин поэтому никогда не сравнивался с кисеей.
Кисея получила широкое распространение в ХIX веке. Она изготавливалась цветной, узорчатой и покрывалась вышитыми орнаментами. В первое десятилетие XIX века самой модной была кисея белого цвета. Позднее, с отказом от подражания античным образцам во внешнем облике, она вышла из моды, и появиться на балу в белом считалось дурным тоном.
К середине XIX века кисея стала знаковой тканью определенного социального типа - "кисейная барышня". Первым употребил это выражение Н. Г. Помяловский в романе "Мещанское счастье" (1861): "Кисейная девушка!. . Ведь жалко смотреть на подобных девушек - поразительная неразвитость и пустота!.. Читали они Марлинского, пожалуй и Пушкина читали; поют "Всех цветочков боле розу я любил" да "Стонет сизый голубочек"; вечно мечтают, вечно играют… Легкие, бойкие девушки, любят сентиментальничать, нарочно картавить, хохотать и кушать гостинцы… И сколько у нас этих бедных кисейных созданий".
Особый стиль поведения, манера одеваться, которые позже породили выражение "кисейная барышня", начали складываться в 1830-1840-е годы. По времени это явление совпадает с утвердившимся в дамской моде грациозным силуэтом, основанном на контрасте очень пышной юбки и тонкой, затянутой в корсет талии; хрупкость, беззащитность нежной девицы подчеркивалась манерно склоненной головкой, потупленными глазками.
Наряды "кисейных барышень" шились из различных сортов кисеи. Долгое время лучшей считалась белая индийская кисея - бетиль, которую с начала XIX века стали вытеснять с рынка английские производители, сохранившие некоторые названия прежних видов бетиля - caugam, otizaad, ternatos и другие.
Существовала ткань батист-кисея. (batiste-mousseline) - хлопчатобумажная ткань, напоминавшая своими туго скрученными нитями батист.
Кисея выпускалась цветной, расшитой шелком или другими цветными нитками. Пользовалась успехом и кисея с набивными узорами. Именно наличие или отсутствие орнаментации, цвет делали модным то один, то другой сорт кисеи.
В ХХ веке кисея по-прежнему оставалась актуальной тканью для пошива женских нарядов.
Со временем хлопковую кисею вытеснили аналогичные ткани из синтетических волокон, которые в настоящее время широко применяются в декоре интерьера.
Из кисеи же шьют женские и детские легкие платья и блузки. Так как для изготовления этой полупрозрачной ткани необходим длинноволокнистый хлопок, кисея достаточно дорога в производстве, а потому изделия из нее недешевы и встречаются нечасто.
Кисея, так же как другие хлопковые тонкие ткани, требует бережного к себе обращения. Стирать вещи из кисеи лучше вручную или в режиме деликатной стирки, при температуре не выше 30 градусов, без отжима. Гладить через прокладочную ткань, чтобы избежать расхождения нитей.
Кретон
Кретон - хлопчатобумажная ткань полотняного переплетения (нить утка несколько тоньше нити основы) из предварительно окрашенной пряжи, дающей возможность получать текстильный орнамент в виде клетки или полос; известна также отделка набивным геометрическим или мелким цветочным орнаментом.
Название произошло от французского cretonne, восходящего к названию местечка Кретон в Нормандии, месту первоначального производства этой ткани.
Кретон вошел в обиход в 1820-е годы, будучи всеобщим европейским увлечением.
Кретон применялся очень широко - в качестве обивки мебели, обоев, занавесок (в семьях с достаточными средствами), одежды (рубахи, платья - в менее обеспеченной среде). Близкими по качеству и отделке к кретону были также ткани жакон и гляссе, использовавшиеся для тех же целей.
Сейчас кретон в основном используют для изготовления постельного белья. Кретон очень плотная ткань, именно поэтому он подходит как для производства тентов и всевозможных драпировок, так и для занавесок.
Крэш
Крэш (кринкл) - жатая ткань. Ткань отличают характерные долговечные складки, морщины и заломы, которые создаются на ткани благодаря длительному воздействию пресса.
Крэш - новая ткань, она появилась в конце ХХ века. Помимо промышленно изготовленных жатых тканей существует также ряд способов сделать ткань с такой фактурой своими руками - например, с помощью микроволновой печи.
Фактура крэша может быть разной - мелкой и крупной, упорядоченной (например, полоска) или произвольной.
Из крэша шьют в основном одежду: платья, юбки, рубашки, шарфы.
Ткань-крэш удобна в использовании - она легко стирается и не требует глажки. Однако, чтобы сохранить помятость в нужном виде необходимо после стирки скручивать ткань. Лучше всего хранить вещи из такой ткани в скрученном, а затем связанном в узел виде.
Маркизет
Маркизет (от французского marquisette) - легкая, тонкая, прозрачная хлопчатобумажная или шелковая ткань, вырабатываемая из очень тонкой крученой пряжи.
Маркизет выпускается главным образом набивным (с рисунком), реже белым, гладкокрашеным. Маркизет из-за крученой пряжи упруг и жестковат на ощупь, при обработке легко осыпается и может раздвигаться в швах.
Благодаря тому, что маркизет обладает полупрозрачной сетчатой структурой, при наложении одного слоя ткани на другой появляется эффект муара.
Хлопчатобумажный маркизет при отделке мерсеризуется, благодаря чему приобретает шелковистость и блеск.
Маркизет был очень популярен в XIX веке, когда из него шили белье - в основном женское и детское, а также дамские платья.
Маркизет обильно украшается вышивкой, как правило в технике глади и ришелье.
В наше время маркизет, как и другие тонкие полупрозрачные ткани из натурального хлопка, редок и дорог. Однако он по-прежнему является идеальной тканью для легких летних платьев и блуз.
Изделия из маркизета выполняются либо на чехле, либо декорируются вышивкой, аппликацией и вставками. Уход за такими вещами должен быть очень бережным, рекомендуется ручная стирка либо стирка в деликатном режиме, при температуре не выше 30 градусов, без отжима.
Сушить вещь из маркизета лучше в разложенном виде, гладить полностью сухой через прокладочную ткань.