Тема эта большая и сложная, и конечно же, я не эксперт, а лишь исследователь-любитель. Поэтому по каким-то вопросам будут развернутые посты, а по каким-то лишь общая информация с иллюстрациями. Но постараюсь сделать все, чтобы вам было интересно :)
В планах рассказ о костюме Раннего Средневековья (IX-XI века) - с разбивкой по регионам, о тканях - изготовлении и импорте, об украшениях и аксессуарах.
Помимо этого, хотелось бы затронуть один волнующий меня вопрос. Все мы имеем какое-то представление о том, какой костюм могли носить в ту или иную эпоху. Образы древнерусских княгинь и крестьяне с полотен Брейгеля, гречанки в хитонах и люди каменного века, одетые в шкуры - все это рисуется в сознании, когда мы говорим о каком-то историческом периоде. Но все это, как правило, довольно размытая общая картина некоего абстрактного костюма.
Гораздо интересней, на мой взгляд, одежда реально существовавшего человека, восстановленная по археологическим образцам. Со всей ее особенностью, уникальностью, трогательными деталями - заплатками, декором, и многим другим, что рисует нам настоящего живого человека, его вкусы и предпочтения, его жизнь, в конце концов… Вот о нескольких таких костюмах я расскажу вам в дальнейшем.
I. Историческая реконструкция как способ воссоздания исторического костюма.
Начать я бы хотела с небольшого введения на тему того, чем я, собственно, занимаюсь, и с какой точки зрения буду повествовать. Мы посмотрим, что есть, по сути, научная историческая реконструкция и как происходит воссоздание костюма.
Вообще, тема исторического костюма того или иного периода - вопрос сложный и неоднозначный, по ряду причин. В реконструкции костюма уже сломано немало копий по вопросам, совершенно несущественным для нас с вами в повседневной жизни. Существовал ли обметочный шов на Руси в 10м веке? Какой шелк предпочитали на Кавказе, в Византии, и какой импортировали в Швецию - узорчатый или однотонный? Какие ткани соответствовали по регламенту костюму того или иного сословия в средневековой Европе? Сколько складок нужно закладывать на вороте и рукавах, чтобы получить силуэт, совпадающий с изображением на миниатюрах?
Подобные вопросы во множестве встречаются на пути каждого серьезного реконструктора. Вся трудность в том, что правильных ответов может и не быть…
Итак, что такое историческая реконструкция? Научное определение звучит так:
«Историческая реконструкция - это воссоздание предметов и комплексов предметов на основе научных данных с соблюдением технологий и использованием материалов, аналогичных материалам реконструируемой эпохи. Цель исторической реконструкции - восстановление достоверного внешнего облика отдельных вещей и их комплексов в целом».
Давайте попробуем разобраться, о чем идет речь.
В отношении костюма мы можем говорить, что мы:
а) воссоздаем отдельные предметы одежды и комплексы этих предметов, то есть правильное их сочетание между собой - ситуационное и гендерно-социальное (в чем работали в поле, а в чем - выходили «в люди», какую одежду носили только мужчины, а какую исключительно женщины, и были ли исключения?)
б) на основании научных данных - это значит, мы привлекаем:
- в первую очередь, археологию. Данные об отдельных находках текстиля и целых предметов одежды. Именно они говорят нам о том, какие ткани (лен, шерсть, хлопок, шелк) носили в том или ином регионе, какова была послойность одежды, в какие цвета ее красили, насколько тонкими или грубыми были эти ткани, и производились ли они здесь же или привозились издалека. И кроме того - немаловажный нюанс - носили ли эти вещи в повседневной жизни, или все это надевали на человека как погребальный костюм?
на фото кафтан из согдийского шелка VII в.
- изобразительные источники. Они могут дать нам представление о крое, посадке по фигуре, длине, цветах, отделке, использовании узорных тканей, аксессуаров и т.п.
Штутгартская псалтырь, 830 г
- письменные источники. Саги, хроники, берестяные грамоты, путевые записки и торговые договора дают нам информацию, какие одежды дарили конунгам и королям, что было в новинку для общества того времени, как в одежде проявлялись социальные различия, и просто указывают, что именно и с чем носили. А также приводят забавные подробности вроде того, что штаны на женщине в Исландии могли быть поводом для развода :)
страница из исландского сборника саг "Heimskringla" ("Круг земной")
- и наконец, этнографические источники для тех регионов, где костюмы сохранили архаичный крой и мало подвергались постороннему влиянию.
иллюстрация из книги Т.Л.Молотовой "Марийский народный костюм"
в) с соблюдением технологий и из материалов, аналогичных материалам реконструируемой эпохи.
Соблюдая технологии, мы шьем вручную, вышиваем, ткем пояса и вяжем носки с помощью костяной иглы. Красим натуральными красителями. Используем ткани и нити полностью натурального состава (100% лен, шерсть, шелк и хлопок) и правильного переплетения. Используем материалы, характерные для данного региона - если скандинавы в эпоху викингов не знали хлопка, мы не используем его, это своеобразное табу (конечно же, пока не доказано обратное, ведь каждый год приносит новые находки!).
Не буду долго рассуждать о нюансах - зачастую ткани все еще фабричные и из фабричных нитей, хоть и сделанные под заказ для нужд сообщества. Но процесс идет, сообщество развивается, все больше ткущих и прядущих девушек, все больше правильных технологий - сложное ткачество, узорные "златотканые" ленты с настоящей серебряной или золотой проволокой, набойка на ткани, крашение тканей с помощью индиго в невероятные цвета, изготовление искусственного меха…
Все это очень актуально для понимания, как выглядел и одевался человек периода Раннего Средневековья - или эпохи викингов, как еще называют это время. Слишком мало детальных изображений, слишком редки находки целых предметов одежды или хотя бы крупных кусков, достаточных для определения кроя, по сравнению с более поздними периодами - Развитым Средневековьем, Ренессансом, Новым временем. Именно поэтому воссоздание костюма идет поэтапно, с привлечением максимума возможной информации.
В следующей части мы с вами увидим, как происходит этот процесс.
В данном материале использованы фото Л. Шлосберга, В. Сухова, М. Саламатовой, Н. Герасимовой, Е.Демченко, А.Старостина, М.Хоревой, а также с сайта pinterest.com.