То, что лишь немногие в состоянии умело отрубить голову, еще раз доказывает, что смелость мужчин пошла на убыль. © Ямамото Цунэтомо
На днях читал книгу Ямамото Цунэтомо "Хагакурэ - Сокрытое в листве", написанную в 1700 году, в которой даются наставления молодым самураям. Там есть один шикарный отрывок, про который просто невозможно ничего не написать.
Сначала автор цитирует слова Мацугума Кёана, более раннего мыслителя:
В практике медицины известно разделение лекарств на инь и ян, в соответствии с мужским и женским началами. Женщины отличаются от мужчин также пульсом. Но в последние пятьдесят лет пульс мужчин стал таким же, как пульс женщин. Заметив это, я применил одно женское глазное лекарство при лечении мужчин и обнаружил, что оно помогает. Когда же я попробовал применить мужское лекарство для женщин, я не заметил улучшения. Тогда я понял, что дух мужчин ослабевает. Они стали подобны женщинам, и приблизился конец мира. Поскольку для меня в этом не может быть никаких сомнений, я хранил это в тайне.
Обращает на себя внимание семантическая красота построений автора, их логическая безупречность. Деление лекарств на мужские и женские (несмотря на то, что они применяются к органам, строение которых не зависит от пола индивида) - сейчас выглядит довольно странно. Выводы поражают своей глубиной, фундаментальностью и … апокалиптичностью: «дух мужчин ослабевает» и «приблизился конец мира».
Почему автор делает именно такие выводы, тоже понятно. Он живёт в эпоху самураев, в которой всё держится на мужчинах и их воинском духе. Если их дух ослабнет, то (социальный) мир автора этих строк рухнет, а что будет потом - неизвестно.
Почему при этом автор решил сохранить свои наблюдения в тайне, а не воспрепятствовать грядущему обрушению - мне непонятно.
Ямамото Цунэтомо исправляет это. Он желает, чтобы молодые самураи выбрали правильный путь в жизни, поэтому он помещает слова Кёана в свою книгу-наставление и дополняет их своими наблюдениями.
Если теперь посмотреть на мужчин нашего времени, можно видеть, что тех, чей пульс похож на женский, стало очень много, тогда как настоящих мужчин почти не осталось. Поэтому в наши дни можно победить многих, почти не прилагая для этого усилий. То, что лишь немногие в состоянии умело отрубить голову, еще раз доказывает, что смелость мужчин пошла на убыль. Если говорить о кайсяку, то мы живем во времена, когда мужчины стали очень ловкими в поиске оправданий. Сорок или пятьдесят лет назад, когда считалось, что мужчинам под стать испытания наподобие матануки, они стыдились показывать бедра без шрамов и поэтому с готовностью прокалывали их. Призвание мужчин - иметь дело с кровью. В наши дни это считается неправильным. Поэтому все дела решаются с помощью одних только разговоров, и каждый норовит избежать работы, которая требует приложения усилий. Мне бы хотелось, чтобы молодые люди понимали это.
Автор книги отмечает ухудшающуюся динамику и описывает её так, как это должен был делать человек его эпохи. Несмотря на это он улавливает какую-то тенденцию, которая актуальна и для наших дней. Для этого я хочу обратить внимание на две взаимосвязанные мысли, вполне применимые к нашим реалиям: «мужчины стали очень ловкими в поиске оправданий» и «каждый норовит избежать работы, которая требует приложения усилий». Именно связка из двух этих тезисов вскрывает одну из проблем современности. Многие люди бегут от работы и связанной с ней ответственности как от огня. Нужно вычеркнуть из нашей жизни все оправдания, как проявления слабости, и вернуть ощущение ответственности в наш мир, без неё невозможно ничего построить, можно только разрушать. Именно поэтому «в наши дни можно победить многих, почти не прилагая для этого усилий».