RAND: Европа должна больше тратить на оружие для сдерживания Путина [Перевод]

Apr 12, 2015 01:08



3 марта Стивен У. Поппер старший экономист некоммерческой непартийной RAND Corporation прокомментировал минскую встречу Путина с лидерами Франции и Германии, а так же обозначил стратегические приоритеты Европы по противодействию России.
В данной заметке публикую свой перевод его статьи. Мои комментаии к даной заметке будут позже.


Лидеры Франции и Германии на прошлой неделе были в Минске, участвовали на последних переговорах по Украине. Бросается в глаза отсутствие США.

Белый дом не без оснований считает, что цели США проще достичь, если Европа будет сама расхлёбывать европейский кризис. Но тогда возникает вопрос, насколько хорошо подготовлены европейцы к противостоянию с Россией на множестве фронтов?

Проблем предостаточно. Кризис в отношениях между новыми популистскими лидерами Греции и её европейскими кредиторами, вероятно, находится ещё в самом в начале, несмотря на расширение финансовой помощи на этой неделе. Террористические удары в Париже в сочетании с анти-иммигрантскими маршами в Германии усиливают опасения того, что, приветствуя у себя иммигрантов, европейцы могут способствовать росту чужого сообщества в собственной среде.

Экономические потрясения и постоянные долги привели в некоторых странах, таких как Греция и Испания, к сокращению правительственного бюджета и побудили к жёсткой (anti-austerity) экономии в отрыве от политической платформы. Но вопрос в том, что греческая жёсткая экономия и потоки иммигрантов, возможно, предвещают для Европы низкие темпы роста экономики, за которыми мерещится исчезновение призрака внутренней и внешней безопасности в Европе.

Последние сокращения не ничего не дали, кроме продления давних тенденции к сокращению европейских расходов на оборону. Это важно теперь, когда Россия решила продемонстрировать свою, возможно ослабленную, военную мощь.

Даже сейчас, когда его страна не оправилась от своих экономических проблем, президент России Владимир Путин демонстрирует склонность ставить на присоединение Крыма и укрепление сепаратистов на востоке Украины. Это, в сочетании с императивом борьбы с гражданскими беспорядками и экономическим спадом, повышает ставки (риски) для европейских правительств, стоящих перед трудным выбором при формировании бюджета.

Долгосрочные системные проблемы в сочетании с дефляционной политикой, направленной на прекращение краткосрочных бюджетных кризисов с 2007 года по 2008 год серьёзно отразились на нынешних темпах экономического роста Европы и ближайших перспективах на будущее. Это, в свою очередь, потенциально имеет серьёзные последствия для отношениях между рабочими и владельцами бизнеса, коренными жителями и иммигрантами, граждан и государства в ряде стран, включая Францию, Германию и Италию.

Это ещё предстоит выяснить, позволит ли медленный процесс восстановления предотвратить сдвиг в прошлые убеждения и практики в широком диапазоне европейских гражданских и экономических взаимодействий.

Среди допущений, на которых была основана европейская политика в последнюю четверть века является то, что, по крайней мере современная европейская сцена не содержит никаких крупных хищников: наций, у которых переворот смысла существования привёл к территориальной экспансии за счёт меньших и более слабых соседей.

Это было средой, в которой такие страны, как Чехословакия и Югославия (не говоря уже о подталкивании (pressures) в сторону подобной траектории Бельгии, Испании, Великобритании и других) могут быть реорганизованы в небольшие государства (которые ранее входили в состав более крупных образований) без страха дальнейшего расчленения на неоправданно маленькие территории.

Почему нет, особенно, когда наиболее вероятные потенциальные антагонисты (их бывшие сограждане) в настоящее время находятся в соседнем государстве сопоставимого размера? Эти условия, распространённые на территории всей Европы, означают, что национальные приоритеты между пушками и маслом (между обороной и внутренними расходами), были сильно сдвинуты в пользу последнего.

Как следствие, Европейский расходы на оборону снизилась с 1991 года, года распада Советского Союза. Во Франции, Германии и Великобритании, военные расходы как доля валового внутреннего продукта снизилась на 35 процентов, 36 процентов и 41 процентов, соответственно к 2013 году военные расходы США упали на 19 процентов за тот же период. Текущие доли ВВП США: 3,8 процента; Франция: 2,2 процента; Германия: 1,4 процента; Великобритания: 2,3 процента.

Поражает несоответствие между экономическим ростом в Германии и её военными обязательствами. В то время как уровень оборонных обязательств США варьировался в зависимости от изменения задач, в Европе он постоянно снижался, несмотря на нахождение США и Европы вне зоны дислокации угрозы. [*Пояснения от переводчика: За пределами территорий США и Европы возникают угрозы безопасности, которые требуют своего решения. США постоянно подстраивала свой уровень оборонных обязательств под эти изменения, в то время как уровень оборонных обязательств Европы постоянно падал]. Причины этих сокращений кроются, не в обстоятельствах, а в политике: для трёх европейских стран ставки оставались неизменными с начала финансовой паники 2008 года. Не производилось никаких компенсаций для учёта более низких темпов роста ВВП.
Действия России в 2014 г. в Крыму и Восточной Украине, воскресили призрак угрозы в самый неподходящий момент. Для надёжности, возможности России будут ограничены через создание экономических проблем внутри самой России. Снижение цен на нефть с $ 110 за баррель до менее 60 долларов на сегодня, в сочетании с санкциями, вытекающих из захвата Россией Крыма и её плана осуществления насилия и силовых действий на Украине, может изменить способность России поддерживать своих военных, но её вооружённые силы остаются огромными в данном регионе.

Мир сейчас узнал, что Путин склонен к рискованным играм. Также это может значить, что он руководствуется краткосрочным планом, хотя это не вполне очевидно. (Конечно, отчасти он мотивирован тем, что российская общественность воспринимает его действия как восстановление исторической несправедливости. Но Путин также понимает, что если Украина пойдёт по пути Польши в ЕС, его видение восстановления силового статуса России может исчезнуть вместе с ним).

Также, если он оптимист, формула может оказаться неустойчивой. Оптимистичный игрок (Саддам Хусейн?) обладает потенциалом для создания ситуаций, которые нанесут значительный ущерб всем заинтересованным сторонам. Даже если силовое противостояние приведёт к успешному результату для Запада, издержки для Европы или США почти наверняка будет намного выше возможных приобретений.

Европейцам, чтобы уменьшить вероятность просчёта, нужно обратить вспять отрицательную тенденцию своих военных расходов для того, чтобы любая ставка на лёгкую агрессию не казалась верным решением.

Легко дать такую рекомендацию; но Европе сложно ей следовать. Перспективы сильного экономического подъёма в Европе остаются туманными и, вероятно, в течение довольно продолжительного времени значительное внимание будет уделяться местным проблемам.

Демонстрации в Греции и других странах показывают, что европейская общественность будет мало симпатизировать правительству, которое не посвящает максимум усилий внутренним проблемам и внешней задолженности. Кризис доверия в обществе, испытанный во Франции и в других странах, может парализовать Европу.

Тем не менее, необходимость проекта сдерживания местных хищников не следует замалчивать, как это легко может произойти в Европе. И в то время как НАТО не участвует в решении проблемы новой авантюры Путина, вполне вероятно, что такое положение вещей также обеспечивают некоторую защиту Европы от новых потенциальных источников серьёзных косвенных потерь.

Политической воли может не хватить, чтобы перепрограммировать расточительные аспекты внутренних расходов, так как никто не хочет сокращения своего финансирования, независимо от того, как плохо оно спланировано и чем оправдано.

Отсутствие мужества плохой аргумент для бездействия. Решением это проблемы может стать большая координация между крупными европейскими государствами. Каждый евро предназначенный для обороны должен быть на неё потрачен, как бы ни было тяжело это сделать. Это указывает на необходимость расширения сотрудничества для распределения издержек, специализации и определения задач в рамках структур НАТО.

Европа столкнулась с вызовом и испытанием. Хотя, у любого отдельного государства могут возникнуть сложности при прохождение этого испытания, возможно, настало время, убить двух зайцев одним выстрелом: прекратить уменьшение геополитического веса ЕС и в то же время обеспечить новый импульс концепции Объединённой Европы.

Стивен У. Поппер старший экономист некоммерческой непартийной RAND Corporation.

Россия, США, Запад, rand, Украина, Перевод

Previous post Next post
Up