Leave a comment

jus_sangvinis December 31 2024, 08:13:59 UTC
Радует, что Роскосмос таки начал разработку ракеты Союз СПГ (ранее Амур СПГ) с многоразовой первой ступенью с вертикальной посадкой.

Кстати, китайцы уже тестируют свою такую ракету. Уже есть успешный полёт на 10 км и вертикальное приземление.

P.S. Интересно будет ли когда-нибудь и вторая ступень возвращаться?

Reply

jus_sangvinis December 31 2024, 08:45:03 UTC
Самозашвабренному rivervv

Сколько пусков у ЕС?

К слову, из примерно 150 пусков у американцев (ещё есть американская дочерняя компания в Новой Зеландии) около 90 приходится на Старлинк. Выводятся новые спутники и замещаются старые, которые регулярно падают, летая на низкой орбите (срок службы несколько лет). Отсюда такой рывок у США в пусках по сравнению со всеми остальными.

Reply

Таким для кривляния думать не нужно sergio_buk December 31 2024, 11:34:04 UTC
Больные люди.

Reply

kurz_schluss December 31 2024, 09:29:34 UTC

Совершенно бессмысленное обезьянничание, неэффективность "горячего" возвращения первой ступени просчитана ещё в 50-х а возвращение второй вообще нереально. Если уж приспичило то надо поднимать из пыли архивов проект "Энергия"\"Байкал" с посадкой блоков первой ступени "по самолётному".

Reply

ext_5134610 December 31 2024, 10:21:25 UTC
в 50-х те же технологии и материалы были? Хоть ту же дефектовку взять.
По-самолетному - крыло с собой везти, шасси, механизмы всего этого, амосферный движок и горючку для него всё равно брать... вернее четыре крыла, шасси, ТРД-движка и всего прочего, или сколько "Байкалов" одну Энергию разгонять будут?
Вощим надо снова считать.
Кстати, у Маска на ракетах его Рапторы пучками, чи вёдрами считают (на старшипе вроде за 30 штук движков), может при таком раскладе выгоднее всю ступень вернуть, а при одном, чи паре больших движков - не возвращать. Опять считать с учетом всех нюансов

Reply

drgrand December 31 2024, 11:22:41 UTC

Буран так то вообще почти без горючки садился. Планер плюс баллистика. а по весу - композиты рулят.

Reply

ext_5134610 December 31 2024, 12:08:50 UTC
есть мнение, что Энергия-Буран съела советский космос, и загнувшись сама, не оставила роскосмосу рабочего наследства.
Как видим по судьбе программы схожего Шатла, концепция изначально была нерабочей, ну или рассчитана на кратный рост бюджета на отрасль.
Судя по судьбе Дмитрия Конаныхина (а это его мнение, если что, - не моё) выросшему и умершему на этой программе молодому и горящему работой инженеру-криогенщику (взрощенная под программу, и умершая в родах тяжелейшая водородная криогенная технология/отрасль), мнение не лишено...

Reply

kurz_schluss December 31 2024, 12:11:48 UTC

Насколько я помню хотя "Буран" и садился а-ля "Шаттл" по-планерному в последующих "челноках" должны были быть атмосферные ТРД.

Reply

kurz_schluss December 31 2024, 12:03:10 UTC

А везти с собой посадочный запас топлива, аэродинамические тормоза, мощную маневровую систему опять же с топливом, посадочные опоры и т.д., выбрасывая при этом самый эффективный участок разгонной траектории, - лучше? Очень в том сомневаюсь.

Насколько я помню изначально св. Илона планировал напротив, одноразовые дешевые двигатели с абляционным охлаждением но вышло что вышло.

Reply

ext_5134610 December 31 2024, 12:27:23 UTC
много писала - нет смысла. При безграничном бюджете можно отработать очень эффективную технологию, особенно если расходы останутся в бюджете НАСЫ ,а коммерция идет по другой бухгалтерии.

Заметьте на старшипе уже не нужны опоры - разиваем теху за счет безграничного бюджета. Сколько было неудачных пусков Н-1? А Старшипа?

Что самое прикольное, при кардинальных сменах политики государства и НАСЫ (то Луну принимают, то отодвигают, теперь вовсе отменяют) программы Маска развиваются поступательно... в рамках злосчастной Артемиды, или нет

Reply

ext_5134610 December 31 2024, 14:23:37 UTC
Сорян за дезу, Артемида, это вроде SLS - НАСАвский конкурент Маска, ну посмотрим за планами обеих программ

Reply

zadunai_sky December 31 2024, 16:25:09 UTC
Самолетная посадка технологически на 2 порядка проще и дешевле. Совершенствованием можно значительно удешевить. Зато надежнее и проще и, главное, дешевле.
Просто это не так круто. Пиар не сделаешь. Вот и все.

Reply

ext_5134610 December 31 2024, 23:44:09 UTC
однако мы пока не видели дешовую, эффективную, самоокупаемую самолетную посадку, хотя опыт большой, но в итоге все загнулись, а ракетную - видели (хотя тут тоже всё пока условно, программа спейс-Хэ пока экономически не очень прозрачна)

Reply

zadunai_sky December 31 2024, 16:23:36 UTC
Полностью придерживаюсь вашей позиции. Мне не понятно зачем обезьянничать? Доказать, что тоже можем в сложные технологии? Зачем -- нет избытка бюджета для ЧСВ чеса.
Самолетная посадка технологически, как минимум, на порядок проще и дешевле.

Reply

zaitcev December 31 2024, 22:35:46 UTC
Лично я считаю, что урезанная "Корона" вполне себе пошла бы в качестве второй ступени. Там уже многое проработано. Макеевцы сейчас тытаются вытянуть одноступ, и из-за этого водород. Но если посадить её на ускоритель первой ступени от "Амура", то можно перевести на такое же топливо, то есть метан.

Reply


Leave a comment

Up