Про эффект Пекинхема

Feb 08, 2024 22:24



Про эффект Пекинхема

Я неоднократно в своих книгах и выступлениях поминал эффект Пекинхема, когда английский морской офицер на японской эскадре в Цусимском сражении утверждал, что русские корабли стреляют чаще и результативнее. Чем закончилась Цусима мы знаем. Эффект скорее из области психологии.

Большая проблема войн дистанционных, не глаза в глаза палашом, заключается в неопределенности эффекта воздействия на противника. Туда ли мы бьем? Больно ли нашему врагу?

Именно в эти февральские дни 80 лет назад в 1944 г. был побит рекорд расхода вермахтом боеприпасов в обороне - 2910 тонн в сутки 3-й танковой армией под Витебском. Тяжелые позиционные бои в стиле Первой Мировой. В наступлении был рекорд 11-й армии Манштейна под Севастополем с 3939 тонн в первый день второго штурма в июне 1942 г. Да, с учетом тяжелой артиллерии. Впрочем у 3-й ТА была артиллерия до 280-мм калибра.

Разумеется, такой расход требовал бесперебойной подачи боеприпасов. Доставлялись они по ж.д. магистрали Орша-Витебск, к которой уже довольно близко подошла 33-я армия В.Н.Гордова Зап. фронта. Дорога была скрыта от наблюдения лесным массивом.

Бывший начальник штаба немецкой 3-й танковой армии Гейдкемпер вскоре после войны писал:

«В течение нескольких дней снабжение войск затруднено так как с 3.2, в результате артиллерийского обстрела была повреждена линия железной дороги на участке Витебск-Орша, вследствие чего, в течение долгого времени движение по дороге не могло производиться».

Восстанавливать немцам железную дорогу также пришлось под огнем артиллерии. Критической ситуации со снабжением им удалось избежать за счет автотранспорта, двигавшегося по дорогам к западу от железнодорожной линии. Как откровенно пишет Гейдкемпер, «производить регулярное снабжение войск в обоих районах наступления противника [т.е. на направлениях главных ударов 1-го Прибалтийского и Западного фронтов] возможно только по железной дороге».

Стреляли наши по этой железной дороге? Стреляли, но фактически на голом энтузиазме командующего 33-й армией В.Н.Городова.

Начальник оперативного отдела полковник И.А. Толконюк достаточно скептически оценивал это стремление В. Н. Гордова. Он пишет в мемуарах: «Как не кипятился командующий, а поставленная им задача перед артиллерией так и осталась невыполненной. Отдельные короткие артналеты по железной дороге, а вернее по движущимся поездам в ночное время, цели не достигали».

Достигали! В том-то и дело, что достигали. В ЖБД 3-й ТА в записи за 20 января отмечается мнение, высказанное по этому поводу ее командующим Рейнгардтом:

«Исход сражения в районе Витебска зависит от бесперебойной работы железной дороги Витебск-Орша. Поэтому командующий приказал немедленно подавить артиллерию противника, которая нарушает движение по этой ж.д. линии»

Но немцев с этим не дожали. Т.к. не знали реального эффекта своих действий. Гордов насажал кучу других ошибок, но с ударами по ж.д. магистрали Орша-Витебск был на все 100 % прав. Вот такой вот парадокс и эффект Пекинхема. О нем надо помнить при оценке событий и всегда сопоставлять с данными противника. Когда таковые имеются, конечно.

(с) Алексей Исаев

https://t.me/iron_wind/802 - цинк

Красная Армия, вермахт, Великая Отечественная Война, история, 1944, военное дело

Previous post Next post
Up