Доктор Геббельс и выборы в Химках

Sep 22, 2012 09:40



За последнее время несколько раз просили чиркануть на тему выборов в Химках. По большому счету, мне это не очень интересно и можно было бы конечно отделаться сравнением с давними выборами мэра Сочи, где выступала не менее замечательная обойма кандидатов включая Волочкову и Немцова. Ну а тут значится Митволь, Паук, Чирикова и целый ряд менее известных персонажей. Лично у меня там предпочтений нет и кого жители выберут, тот по идее и должен рулить Химками. Хоть Паук, хоть Чирикова, хоть кандидат от известной партии. Я даже за возней вокруг пресловутого леса не очень следил, чтобы так уж разбираться в местных бытовых и экономических проблемах.

Но так как просят что-то сказать, скажу про политический смысл, который видится с возней либералов вокруг Химок.
Мне вспомнилась давняя история 1932 года

Но за эти тридцать шесть часов он придумал, как спасти партию.
Последовавшие затем дни стали, возможно, самыми лихорадочными в жизни Геббельса. Он не покидал больницу больше чем на несколько часов. Одновременно он день и ночь разрабатывал новый план, который должен был принести успех. В сущности, он был предельно прост: выиграть предвыборную кампанию в Липпе, самой маленькой земле в составе Германии, где менее 150 000 человек проживало на территории менее 1200 квадратных километров. Кто там придет к власти, не имело никакого значения. Там не было крупных городов, главным образом поселки и деревушки.
Расчет Геббельса был верен: ни одной партии соперников не было дела до Липпе. Никто из их лидеров даже не бывал там, поэтому нацистам не составляло труда одержать там убедительную победу, показав тем самым, что антинацистские настроения уже в прошлом. «Мы намерены сосредоточить все силы именно там, чтобы восстановить свой престиж, - откровенно признал Геббельс 3 января. - Партия покажет, что она способна одержать победу».
Мысль лежала на поверхности, в то же время в ней была искра гениальности. Но даже на такую незначительную кампанию, как оказалось, трудно найти деньги. «Я занял для начала кампании всего двадцать тысяч марок», - признался позднее Геббельс. Неделями раньше он тратил миллионы.

Влиятельные берлинские газеты смеялись над нацистами, Геббельс не замечал их насмешек. «В первый же вечер я выступал трижды, преимущественно в маленьких деревнях. Собирались все жители… Все идет прекрасно, лучшего нельзя и желать. Я снова общаюсь с людьми… Я говорю просто и убедительно».

Другие нацисты делили с ним эти обязанности. Геринг, Фрик, даже Гитлер выступали перед крестьянами и горожанами захолустного Липпе. Те же люди, которые произносили речи перед несметными толпами, теперь «стояли на трибуне в заштатном городке и обращались к аудитории в пять, шесть, от силы в семь десятков человек».

Все две недели кампании Геббельс почти не бывал дома. Два-три раза в день он звонил и справлялся о здоровье Магды. Ему отвечали, что ее состояние улучшилось, но не намного. От него скрывали, что врачи уже приговорили ее. Один Гитлер знал, насколько плохо обстоят дела. Но в конце концов она чудесным образом пошла на поправку, а к концу кампании ее жизнь уже была вне опасности. Только тогда Гитлер открыл правду Геббельсу. Геббельс отметил этот факт в дневнике без комментариев. «Политическая обстановка все еще пребывает в брожении», - гласила следующая запись.

Нацисты одержали еще одну впечатляющую победу. Геббельс заявил: «Партия опять устремилась вперед». Этот факт был намного важнее, чем результат кампании сам по себе. «Выбор граждан Липпе - далеко не местное дело, - комментировал Геббельс в «Ангрифф» 20 января. - Это проявление чувств, которые охватили граждан всей страны. Огромные массы опять пришли в движение, и движутся они к нам».

http://lib.rus.ec/b/295949/read - Курт Рисс "Геббельс. Адвокат дьявола".

В эти дни поражений Гитлер внутренне и внешне совершенно не был способен занять определенную позицию. Больше всего он был заинтересован в том, чтобы с помощью какого-нибудь хотя бы и мелкого частичного успеха поднять свой упавший престиж. Поэтому избирательная кампания в малой до смешного провинции Липпе-Детмольд была для него гораздо важнее всех переговоров. Он ездил из села в село и не отказывался при случае выступать перед двумя сотнями человек. Таким образом ему удалось в этом незначительном районе увеличить число своих голосов по сравнению с ноябрем и декабрем. Разумеется, это был лишь мнимый успех, ибо из-за одного птичьего гнезда был кругом вырублен весь лес. Однако члены партии снова прониклись доверием. Всего несколько дней назад руководитель штурмовиков во Франконии Штегман отделился от Гитлера. Предлогом послужил совершенно недопустимый образ жизни нюрнбергского вождя Юлиуса Штрейхера, которого Гитлер из непонятных побуждений продолжал держать на его посту. Однако этот повод во всей его силе существовал уже 10 лет. То, что он был использован именно теперь, служило доказательством общего кризиса. Кризис этот не закончился и после выборной кампании в Липпе, которая явилась только аргументом в пользу необходимости как-нибудь продержаться.

http://militera.lib.ru/research/heiden/02.html - Конрад Гейден "Путь НСДАП".

Собственно, крайне занятно, как давнюю историю с Липпе и технологичную затею доктора Геббельса пытаются в ином антураже повторить в Химках, возможно даже неосознанно. Разумеется тут не идет речь о сравнении нынешних либералов и НСДАП. Речь идет о полит.технологических решениях.

Сами по себе Химки особо не важны ни властям, ни либералам. Первые просто противодействуют оппонентам, вторые концентрацией усилий пытаются добиться локального успеха, чтобы доказать - усыхания либеральной повестки дня не происходит и за их лидеров еще готовы голосовать. То есть речь идет о попытке переломить тренд примерно так же, как в 1932 году это сделал маленький доктор своей победой в Липпе.

Но тут я пожалуй останусь скептиком, ибо столь талантливых пропагандистов как Геббельс в рядах нынешней оппозиции не наблюдается, хотя определенная калька с полит.технологичной затеи Геббельса видна невооруженным глазом. Причем даже проблемы те же, включая нехватку денег.
Но вот решаемы ли они теми людьми и теми средствами, которые есть в распоряжении оппозиционных либералов, бросивших все средства на достижение победы в Химках? Сомнения на этот счет имею я. Судя по вниманию властей к Химкам, вольготных условий для агитации как у нацистов в Липпе либералам не предоставят и борьбу им уже навязали.
Будем посмотреть, чем она закончится.

Митволь, Чирикова, Паук, Курт Рисс, Конрад Гейден, выборы, НСДАП, Геббельс, Химки, Германия, Гитлер, 1932, Липпе

Previous post Next post
Up