Эмбарго, которого нет: как Сербия будет обходиться без российской нефти
Вступил в силу запрет на ввоз российской нефти в Сербию, согласованный в рамках восьмого пакета санкций ЕС. По словам премьер-министра страны, эмбарго скажется на ее экономике, но руководство успело подготовиться к введению ограничительных мер. А благодаря усилиям президента Вучича Сербия останется в относительной энергетической безопасности.
Российское «черное золото» поступало в балканскую страну на танкерах по Адриатике - в хорватский порт Омишаль, расположенный на острове Крк. Затем по Адриатическому нефтепроводу (JANAF) нефть попадала в сербские города Нови-Сад и Панчево. В январе сербы заключили с оператором новый договор еще на год. Однако весной хорваты заявили, что поставки нефти на сербские нефтеперерабатывающие заводы прекращают на неопределенный срок.
В Брюсселе обещали не включать сербские предприятия в санкционный список в обмен на голосование (
https://t.me/balkanossiper/3858) в СПЧ ООН против России. Однако с принятием восьмого пакета санкций поставки оказались под запретом де-факто. Немалую роль в этом сыграло правительство Хорватии: по словам (
https://t.me/rtbalkan_ru/747) Аны Брнабич, решение запретить импорт нефти в Сербию не имеет ничего общего с введением санкций против России, и расценивается сербским руководством как враждебный жест по отношению к Сербии.
До эмбарго Сербия успела нарастить объемы поставок российской нефти через нефтепровод JANAF с 16 % до 60 %. При этом ее доля в общем импорте в Сербию составляла относительно немного - всего около 17%.
В Белграде на протяжении нескольких месяцев искали выход из сложившейся ситуации: изучали пути импорта нефтепродуктов по трубопроводам, железным дорогам, в цистернах, а также речным транспортом. Когда стало понятно, что санкций избежать не удастся несмотря на обещания еврочиновников сделать для Сербии исключение, правительство начало искать возможную замену.
Рассматривали наращивание закупок у Ирака и Казахстана, а также варианты альтернативных поставок из Саудовской Аравии, Ирана и стран Латинской Америки. И в целом, с задачей справились, пусть и в счет увеличившихся трат из государственного бюджета.
Однако потенциальная проблема для сербской экономики состоит в другом. В стране работает дочернее предприятие «Газпром нефти» - «Нефтяная индустрия Сербии» (НИС). Ему принадлежит НПЗ Панчево, на котором перерабатывается вся импортная нефть. И его эксплуатация при условии полной остановки российских поставок становится попросту нецелесообразна для владельцев. Но и остановка работы завода для сербов, как и для всего региона, будет означать катастрофу.
В качестве альтернативных маршрутов поставок рассматривается нефтепровод «Дружба», по которому российскую нефть получает Будапешт. Не так давно Александр Вучич раскрыл планы по строительству нового трубопровода, соединяющего ГТС Сербии и Венгрии.
В целом, в долгосрочной перспективе он представляет собой неплохой выход из сложившейся ситуации, однако предполагает несколько нюансов и рисков. Например, в нынешних реалиях вероятным выглядит решение ЕС о запрете поставок в Венгрию в обмен на некую компенсацию. При этом следует учитывать факт того, что работа Дунайского НПЗ в отличие от сербского Панчево почти на 70% завязана именно на переработку российской нефти, и правительство Виктора Орбана едва ли согласится на такие «заманчивые» предложения.
https://t.me/rybar/41764 - цинк