Интересная зарисовка о работе газовиков и дорожных строителей в отдаленных районах Сибири, присланная одним из читателей блога.
Снежное безмолвие
Всем, тем чьим трудом добываются природные богатства страны посвящается........
В пятисот двадцати километрах от Иркутска, в горах Лено-Ангарского плато, расположено Ковыктинское Газоконденсатное месторождение. По размеру запасов Ковыктинское газоконденсатное месторождение (ГКМ) относится к уникальным. Запасы по категории C1+C2 составляют 2,7 трлн м3 газа и 90,6 млн тонн газового конденсата. Кроме этого, по запасам газа Ковыкта - крупнейшее месторождением Восточной части России и является базовым для формирования Иркутского центра газодобычи. Наряду с Чаяндинстким месторождением является основой ресурсной базы газопровода «Сила Сибири». На огромной территории между реками Киренга и Лена раскинулось это месторождение. Множество кустов скважин пробурены вдоль единственной дороги, проходящей через месторождение от поселка Жигалово до пос Магистральный. На участке дороги длинной в 300км нет ничего кроме базы "Газпрома" Нючакан и двух бытовых городков строителей. Один из них, расположенный примерно посередине участка в 120 км от пос.Жигалово был базой для строителей УПГ-102. Опытной установки подготовки газа, сидящей на кусте скважин -102 и являвшейся фундаментом, основой и началом развития всего месторождения. По мимо собственно УПГ там была построена газовая электростанция собственных нужд, которая должна была питать энергией все месторождение, протянут газопровод до пос. Жигалово, построен административно бытовой корпус и еще много чего другого. УПГ-102 - ядро будущей инфраструктуры "Большой Кавыкты"
Второй бытовой городок был устроен в 32 км от первого и выглядел вот так:
24 мобильных вагончика (на два -четыре человека) были установлены на небольшой поляне возле дороги. Больших полян там в принципе было не много, так как местность гористая и дорога идет в основном по склонам гор. Слева откос метров в 200, справа склон горы метров в 300. На одном из участков перепад высот составлял 600м по высоте на 7км. на заглавной фотографии вид с площадки бытового городка. Кроме жилых вагончиков был устроен душ, столовая из сдвоенного вагончика, открытый склад стройматериалов, ангар для техники и собственно все.
В бытовом городке МК-17 (мех колонна №17) жили дорожные строители, которые занимались реконструкцией этой самой дороги,проходящей через месторождение. Дело в том, что этот участок дороги связывал пос Магистральный ( станция на транссибирской магистрали) и поселок Жигалово в пойме реки Лены и никак не предназначалась для эксплуатации месторождения. Земляное полотно дороги и старые мосты не могли обеспечить проход тяжелой техники с оборудованием для УПГ. Участок дороги длинной в 80 км от УПГ 102 и почти до Магистрального решено было реконструировать. Этим и занимались рабочие и инженеры МК-17 посреди бескрайних ,зимних просторов Сибири.
Зима. температура воздуха -35 подъем в 7 утра, наскоро умывшись и позавтракав в столовой, меню которой не блещет разнообразием, рабочие загружаются в вахтовику и выезжают на участки работ удаленные друг от друга на несколько километров. Впереди рабочих бригад, как разведка в армии, идут геодезисты. Они размечают контур дороги в плане и по высоте и делают топографическую съемку существующей ситуации. Два человека и водитель работают на удалении в 10-20км от передовых бригад мехколонны. Сотовой связи нет. Радио связь на такое расстояние не пробивает. Только ты, твой напарник и твоя работа. Пустынная заснеженная дорога по которой раз в два, три часа проносятся редкие дальнобойщики, стремясь побыстрее преодолеть пустынный и опасный участок дороги. Занесенная снегом тайга и горы. вот и все твои спутники на этой работе. Снежное безмолвие царит кругом. Ты полностью отрезан от мира. Весь твой мир состоит в твоей работе и зимнем пейзаже вокруг. Тишина... Абсолютная тишина кругом. Лишь непонятный треск кустов справа от дороги , вдруг нарушает эту тишину. Медведь!!!!! кричит твой напарник. Бежим! и вы сломя голову несетесь к стоящей неподалеку машине. Водитель не глушит двигатель в ожидании конца работы, так что вы запрыгиваете в машину и немедленно стартуете с места. Встреча с медведем зимой смертельно опасна, что подтверждается недавним случаем, когда мишка разорвал на куски одного из геологов. Того мишку, конечно, выследили и застрелили, но его собратьев на Ковыкте намного больше, чем людей.
Для некоторых дальнобойщиков спешка заканчивается плохо и периодически встречаются подобные картины...
..
Выжить в такой ситуации практически не возможно. Даже если водитель не погибнет в момент ДТП и выберется из покореженной машины то до ближайшего жилья идти пешком около 50км. На помощь никто не придет ибо нет возможности ее вызвать. Зимой это почти гарантированная смерть.
Отработав смену бригады, возвращаются на базу. Их ждет ужин из скромного и давно приевшегося рациона столовой, душ и сон. На следующий день все повторяется по новой. Интернета нет, телевизора нет, радио нет, связи нет. Ничего нет кроме снега и пейзажа с заглавной фотографии. На фотографии вышка номерного куста скважин. Она смонтирована, но не запущена. Людей на ней нет и пейзаж остается статичным все время. Маршрут вечернего променада - сто метров до дороги. Это мало что дает, ибо пейзаж там тот же.
Можно бегать по ней взад - вперед. Некоторые этим и занимались, пробегая по вечерам и утрам по несколько километров. В таком режиме проходит рабочая вахта, которая обычно составляет два месяца. Если не повезет и не найдут смену то можно остаться на четыре месяца. К концу этого срока человек становится похожим на Робинзона Крузо. Длинная борода, заторможенная речь и полубезумный взгляд из под бровей.
В таких условиях работают те люди, силами которых строится инфраструктура добывающего комплекса. Тем, кто с завистью смотрит на зарплаты этих людей (на самом деле лишь не намного выше среднего) я посоветую примерить на себя описанную мной обстановку и честно ответить на вопрос: Долго бы вы смогли так поработать? А они работают так годами.
(с)