Новые обстоятельства гибели парома "Эстония".

Sep 29, 2020 07:23



Длительное время паром "Эстония" считался погибшим ввиду сильного крена и опрокидывания, что привело к гибели более 800 человек.
Теперь же выясняется, что все это туфта и корабль погиб от столкновения с неким объектом, который протаранил "Эстонию", что и привело к гибели парома.

Новые обстоятельства гибели парома "Эстония".




Классическая версия с опрокидыванием.

Команда, создавшая для телеканала Discovery документальный фильм о катастрофе парома «Эстония», при нырянии к останкам судна обнаружила в корпусе четырехметровую пробоину, которую прежде частично скрывало морское дно, пишет Postimees.
«Невозможно исключить, что повреждение сыграло свою роль в том, что судно затонуло», - сказал профессор морских технологий Норвежского университета техники и естествознания Йорген Амдал в новом документальном сериале «Эстония - находка, которая изменит все», который вышел сегодня на потоковой платформе Discovery в Северных странах. Кадры пробоины в корпусе судна сняты роботом-водолазом. Находка может подтвердить теорию о том, что несчастье было спровоцировано не только отрывом визора: в корпусе судна имелась пробоина, которая ускорила затопление «Эстонии». Власти стран, связанных с расследованием катастрофы, раньше такое отрицали, сообщил Aftonbladet.

Место, где лежат обломки «Эстонии», глинистое, поэтому за эти годы судно смещалось, в результате чего стали видны места, которые не были видны прежде, там съемочная группа и обнаружила пробоину.
Погружения съемочная группа начала у носа, пройдя сначала вдоль бакборта, где обнаружились два отверстия, которые в декабре 1994 года вырезало в корпусе Норвежское водолазное предприятие Rockwater.
При движении с подводным роботом в сторону правого борта в фильме слышно, как журналист и режиссер Хендрик Эвертссон говорит, что крен судна там 130 градусов.
Камера движется дальше и сначала упирается в песок и камни, которые установили вокруг обломков в 1996 году. Затем перед съемочной группой открывается пробоина в корпусе судна - под последней буквой надписи «Estline». Высоту пробоины съемочная группа оценила в четыре метра, а ширину в 1,2 метра - в самом широком месте.
Повреждение корпуса парома находится в таком месте, где на другой стороне стены находились каюты. В числе прочего, на кадрах фильма видно, как из пробоины торчит полотенце для рук.



Из пробоины видно полотенце.

После обсуждения с экспертами причин возникновения пробоины, съемочная группа пришла к выводу, что взрыв такого повреждения в корпусе судна вызвать не мог. Капитан третьего ранга норвежского флота Франк Бёррсен, который принимает участие в операциях по разминированию и преподает в учебном заведении военного флота, а также изучал влияние взрывчатых веществ на суда, сказал съемочной группе, просмотрев сделанные у обломков «Эстонии» кадры, что взрыв там маловероятен.

«Тут характерно то, что она очень вытянутая, - сказал он о запечатленной на видео пробоине, и на основании сделанных рисунков. - Ясно видно, что борт судна вдавлен внутрь. Если сравнить с картинками взрывов, то по ним видно, что металл обычно выгибается».
По его оценке, повреждения корпуса судна создают впечатление, будто эта пробоина там выбита: «Я не могу исключать взрыв. Но кажется маловероятным, что он был».
Специалисты предположили, что речь идет о внешней силе: крупном объекте, который врезался в корпус «Эстонии», пробил его и повредил металлические конструкционные прокладки внутри судна.

Визор не мог стать причиной пробоины

По словам профессора Амдала, который сосредоточен на расследованиях столкновений между судами и платформами, причиненное извне повреждение выглядит очень логичным объяснением возникновения пробоины.
«Кажется, что краска была содрана, а возможно при ударе телом того или иного вида. Внешнее воздействие. Вопрос, который можно было бы себе задать, заключается в том, как это могло произойти. Что стало причиной?» - рассуждает он.
Амдал считает, что есть много версий того, как пробоина возникла в корпусе судна: «Может быть, в него попало что-то, находившееся в воде. Это мог быть и визор. На самом визоре я бы предположил отметины, если он попал в бок».

Но, просмотрев записи, снятые вокруг поднятого визора, профессор отметил, что на нем нет повреждений, которые указывали бы на столкновение с корпусом судна.
Он сказал, что можно рассчитать очень точно, какой должна быть сила, чтобы причинить такие повреждения корпусу судна, и на основании этого можно предположить, с какой массы предметом столкнулась «Эстония»: «Это нужно изучить тщательнее».
По расчетам Амдала, «Эстония» получила удар силой, соответствующей массе в 500-600 тонн. Для сравнения он привел пример, что такое влияние оказало бы, например, рыболовецкое судно весом 1000 тонн, которое двигалось со скоростью в четыре узла, или 5000-тонное судно при скорости в 1,9 узла.
Поскольку судов таких размеров в ночь на 28 сентября 1994 года замечено не было, то, по оценке профессора, единственно возможным судном, с которым «Эстония» могла столкнуться, была подводная лодка, часть из которых весит меньше тонны, а часть - несколько тонн.
«Возможно также, что в судно попал камень или что-то с морского дна», - добавил он, но против этого говорит глинистое морское дно в районе гибели парома.
Чтобы выяснить, с чем столкнулась «Эстония», по мнению Амдала, теперь нужно основательно проанализировать показания свидетелей.

Взрывы после полуночи

Во многих документальных фильмах пережившие трагедию вспоминают, что до затопления «Эстонии» они почувствовали, будто судном с чем-то столкнулось. «Чуть после полуночи было слышно два очень сильных хлопка», - описал происходившее Андерс Эриссон в пятой части документального фильма.
По воспоминаниям Карла Эрика Рейнтамма, было впечатление, будто паром пробирается через лед.
Он был одним из первых пассажиров, который эвакуировался с борта «Эстонии»: «Когда я сошел с судна, я не видел ни одного человека. Там, где я стоял, не было никого. Я был одним из первых. Ничего странного в воде я не видел, кроме чего-то белого длиной в несколько метров. Оно уходило влево, и его накрывали волны».
Он не может объяснить, что он видел: «Я никогда не служил в армии, я не имею представления, как выглядят подводные лодки в воде. Было темно. Я понятия не имею, может ли подводная лодка выглядеть светлее, чем вода. Но паром явно на что-то напоролся, иначе чем еще можно объяснить звук, будто судно проезжает по льду?»



По снятым у обломков парома "Эстония" кадрам в корпусе судна видна пробоина.

Летом этого года снятые у обломков «Эстонии» кадры показали некоторым пережившим катастрофу людям, их родственникам и связанным с расследованием катастрофы людям, среди которых оказались бывший эстонский ведущий государственный прокурор и член следственной комиссии по гибели «Эстонии» Маргус Курм и бывший член следственной комиссии, ученый-механик Яан Метсавеэр.

Это необходимо расследовать

«Неизвестно, откуда эта пробоина появилась, - сказал Метсавеэр после просмотра кадров. - Это действительно нечто, что возникло с внешней стороны. И раньше об этом не знали, это действительно открытие. Почему это не обнаружили раньше, я сказать не могу».
Курм после общения со съемочной группой назвал находки меняющими все дело: «Я считаю, что после этого правительство Эстонии не сможет ничего не сделать. Это просто невозможно».
В августе кадры просмотрели советник министра иностранных дел Март Луйк и советник министра юстиции Калле Муули.

В документальном фильме Луйк отметил, что увиденное требует исследования вопроса, поскольку трудно сказать сразу, что именно он увидел и что об этом думать. «Основная проблема, конечно, заключается в том, что три страны договорились, что они не будут нырять и снимать», - добавил он, заверив, что в сотрудничестве с экспертами будет решено, какие шаги следует предпринять в дальнейшем. Шведские СМИ только сегодня со ссылкой на эстонские газеты написали, что премьер-министр Эстонии на прошлой неделе обсуждал связанный с паромом вопрос со своим шведским коллегой Стефаном Лёфменом.

Бывший депутат шведского парламента и член комиссии по обороне Ларс Энгстрём уже давно советовал правительству глубже исследовать причины катастрофы «Эстонии».
«Это новая информация, которая полностью подтверждает масштабную критику объяснений и расследования затопления, - сказал он новостному агентству ТТ. - Теперь материалы показывают, и это видели эксперты, что что-то столкнулось с бортом судна с силой в несколько тысяч тонн, и в данном случае говорят о другом судне».

Документальный сериал «Эстония - находка, которая изменит все» был произведен фирмой Monster Discovery по заказу Норвегии. Режиссер - Хендрик Эвертссон, которого из-за съемок у останков парома обвиняют в нарушении могильного покоя.
Паром «Эстония» вышел из Таллиннского порта вечером 27 сентября 1994 года и взял курс на Стокгольм, куда должен был прибыть утром следующего дня. На борту судна находились 803 пассажира и 186 членов экипажа.
Когда паром вышел в открытое море, его настигли многометровые волны, и примерно на половине пути до Стокгольма, рядом с принадлежащим Финляндии островом Утё, «Эстония» дала крен и быстро затонула.
Из всех находившихся на борту смогли спастись только 137 человек, погибли 852 человека, большинство из которых оказались в ловушке и утонули вместе с паромом. Среди погибших оказались 501 гражданин Швеции и 285 граждан Эстонии. Всего на борту находились граждане 17 стран.
Согласно окончательному отчету созванной Эстонией, Финляндией и Швецией следственной комиссии, причиной катастрофы стала плохая погода, которая сорвала визор судна и связанную с ним рампу, в результате чего вода заполнила автомобильную палубу.

https://rus.postimees.ee/7073028/obnaruzhennaya-na-bortu-estonii-proboina-vyzvana-stolknoveniem-s-siloy-v-600-tonn - цинк

Можно отметить, что авторы расследования осторожно намекают, что правительства Эстонии и Швеции могут знать правду о катастрофе парома, но по каким-то причинам все эти годы ее скрывали.

image Click to view


Радиообмен во время катастрофы парома.

image Click to view


Подводные съемки, во время которых была обнаружена пробоина.

Финляндия, Балтийское море, Прибалтика, Швеция, подводная археология

Previous post Next post
Up