Вчера посмотрел занятный фильм "Аноним" посвященный необычной трактовке образа Шекспира.
Фильм снят известным режиссером Роландом Эммерихом ("Звездные врата", "День независимости", "Послезавтра", "2012").
"Аноним" несколько выбивается из этого ряда и тем занятнее было наблюдать не традиционные вселенские катастрофы и концентрированный эпик, а такую себе историческую драму.
Внимание, далее спойлеры.
Общая фабула такова. На самом деле человек известный как Шекспир не написал ни одной строчки из тех текстов, которые ему приписывают.
Мы имеем Англию конца 16 века, которой правит престарелая Елизавета, делами государства фактически управляет семейство Сессилов, опять же престарелый папаша и его сын горбун. Они кровно заинтересованы в том, чтобы передать престол после смерти Елизаветы шотландскому королю Якову, дабы и после смерти королевы сохранить свое положение в обществе.
Им оппонирует граф Оксфорд, который хочет продвинуть на престол одного из бастардов Елизаветы, что выливается в заговор против Сессилов, с участием графов Эссекса и Саутгемптона. Фишка заключается в том, что граф Саутгемптон является сынов Елизаветы и Оксфорда, который в свою очередь так же является бастардом Елизаветы, так что Саутгемптон суть есть плод инцеста (совершенного по незнанию).
Сам Оксфорд с молодости очень любит писать стихи и пьесы, но под своим именем публиковаться не хочет и по сути пишет в стол. В один момент, он решает победить Сессилов не мечом, но словом, и начинает через свои пьесы проводить подрывную работу против Сессилов, вставляя в них иносказательные бунтарские намеки, дабы привлечь внимание черни.
Для своих целей он находит драматурга Бена Джонсона, которому поручает поставить пьесу "Генрих Пятый". В театре, где ставится пьеса, работает обычный актер Вильям Шекспир. Когда пьеса вызывает фурор, Джонсон теряется, а Шекспир пользуется моментом и выдает себе за автора, хотя он даже не умеет писать.
В дальнейшем все пьесы "Двенадцатая ночь", "Гамлет" и прочие - пользуются успехом, а Шекспир становится знаменитым.
Постепенно он узнает, от кого Джонсон получает пьесы и начинает шантажировать Оксфорда, угрожая рассказать, кто на самом деле пишет бунтарские пьесы, в результате чего получает от того деньги на строительство театра "Глобус".
Когда Сессил старший умирает, Оксфорд решает действовать и выдает Шекспиру пьесу "Ричард Третий", где прямо выведен образ Сессила-младшего с характерным горбом.
Страдающий Джонсон, который прохлопал свою искусственную славу и которому не удается разоблачить Шекспира, - его прогоняют из "Глобуса" впадает в депрессию и напившись, желая нагадить Шекспиру идет в местное НКВД доносить на то, что в "Ричарде Третьем" есть персонаж, у которого горб. Этим он запускает цепочку событий и когда Эссекс и Саутгемптом поднимают мятеж, он кроваво давится, а Эссексу отрубают голову.
Для Саутгемптона Оксфорд вымаливает помилование у Елизаветы, но взамен обязуется хранить тайну истинного авторства пьес "Шекспира". Неопубликованные материалы он отдает Джонсону, что является намеком на то, что как и Шекспир, известный британский драматург лишь пользовались литературными трудами графа Оксфорда.
После смерти Елизаветы, королем становится Яков, что знаменует победу Сессила-младшего (и это закономерно - поэт-интриган проиграл профессиональному интригану).
В общем и целом, версия симпатичная, хотя подозреваю, что шекспироведы камня на камне от нее не оставят.
Я не знаток Шекспира и данного исторического периода, но показанное в фильме в целом весьма логично, во всяком случае для кино. Занятный момент, что эпизод из "Гамлета", где принц наносит роковой удар за портьеру, согласно фильму имел место в реальности (в молодости Оксфорда, где он заколол родственника Сессила-старшего, который копался в его бумагах) и уже потом попал в пьесу.
Придраться стоит разве что к некоторому провисанию повествования в первой половине фильма, которая перегружена флэш-беками в молодость Оксфорда и Елизаветы.
Основной линией через весь фильм идет вопрос власти посредством слова. Элементы НЛП в пьесах Оксфорда-Джонсона-Шекспира, дают таким образом намеки на то, какую власть приобретет слово в будущих веках.
Актерская игра в фильме просто отличная, особенно понравился диалог Оксфорда и Роберта Сессила после подавления мятежа. Мало-симпатичный Роберт, в этот момент просто преобразился, заиграв невиданными гранями мотивации.
Оксфорд же из коварного интригана в момент превращается в жалкого политика-неудачника, который проморгал все шансы, которые ему давала судьба.
Хорошо сыграны все - и Елизавета, и Сессилы, и Оксфорд, и Шекспир с Джонсоном. По части актерских работ, это один из лучших фильмов в этом году.
Компьютерная графика симпатичная, виды Лондона конца 16 века, служащие фоном для декораций, смотрятся весьма аутентично и масштабно, как впрочем и следовало бы ожидать от режиссера "2012". Костюмов просто огромное количество и они шикарны.
Музыка и звук так же отлично гармонируют с происходящим на экране.
В общем и целом, перед нами отличное историческое костюмированное кино с нетривиальным сюжетом и на хорошем уровне режиссерского воплощения. Это конечно не шедевр на все времена, но посмотреть явно стоит и данное кино рекомендую к просмотру всем любителям хорошего исторического кино, а уж поклонники творчества Шекспира я думаю и без всяких советов его посмотрят.