"Офицер и шпион"

Mar 30, 2020 18:14



Посмотрел фильм Романа Полански "Офицер и шпион" посвященный небезызвестному "делу Дрейфуса".
Суть его была достаточно проста, капитана Дрейфуса (еврея по происхождению) обвинили в шпионаже в пользу Германии и отправили гнить в Южную Америку на острове с тюрьмой.
Несколько позднее, выяснилось, что улики были подделаны, а настоящим шпионом был другой человек.


image Click to view





Жорж-Мари Пикар



Альфред Дрейфус



Публичное разжалование Дрейфуса.

Фильм показывает эту историю с колокольни Жоржа-Мари Пикара, полковника французской армии, который случайно наткнулся на фактуру указывающую на фальсификацию этого дела и попытался докопаться до правды.
В итоге, он выяснил, что Дрейфуса оговорили по распоряжению непосредственных начальников Пикара, которым было выгоднее оставить невиновного за решеткой и реального немецкого шпиона на свободе, нежели признать свою неправоту.
Самому Пикару это стоило заключения в тюрьме и обвинений в предательстве и даже в работе на "еврейские синдикаты" (хотя фильм его ясно показывает как умеренного антисемита, который "не любит евреев" и не полюбит их даже после дела Дрейфуса). Мотивация Пикара достаточно проста - настоящий шпион должен быть пойман и справедливость в отношении Дрейфуса должна восторжествовать.



В итоге, она частично торжествует, когда через годы мытарств, Дрейфуса оправдывают, восстанавливают в звании и даже повышают до майора. Но соль картины в самой заключительной сцене, когда Дрейфус приходит к Пикару, который к тому времени уже стал военным министром и просит его учесть годы заключения, которые помешали ему стать подполковником. Пикар конечно мог его повысить, но не захотел, потому что "обстановка в армии изменилась". В итоге, дело Дрейфуса, по сути помогло Пикару возвыситься (оно в процессе расследования свело его с Клемансо и Эмилем Золя, который выступил с знаменитой статьей "Я обвиняю..."  https://sites.google.com/site/captaindreyfusaffair/home/-a-obvinau, где обрушился на армию и правительство и сделал аргументы Пикара общеизвестными), что сам Пикар признает. Но когда Дрейфус просит его посодействовать восстановлению справедливости, то получает отказ. В результате финал получился кисло-сладким, но весьма жизненным. Был ли причиной отказа антисемитизм самого Пикара или он действительно был вынужден учитывать смену настроений в армии, автор оставляет додумывать зрителю. Роль Эстерхази раскрыта поверхностно, хотя во многим его действия и повлияли на судьбу Дрейфуса. Он просто выведен нечистоплотным офицером, который продавал собранные слухи о французской артиллерии немцам ради денег и проституток (хотя и были попытки представить его агентом разведки, который скармливал немцам дезинформацию). В итоге, он так и не был полноценно осужден, бежал из Франции и умер за границей.



В остальном же, фильм представляет собой цепочку сцен, воспроизводящих наиболее значимых элементы дела Дрейфуса, которое сотрясало французское общество на протяжении многих лет, превратившись из банального дела о шпионаже в спор о корпоративной круговой поруке во французской армии, антисемитизме французского общества и зависимости судебной системы от политиков и военных. В итоге оно нанесло существенный удар по консервативной части генералитета и в долгосрочной перспективе проложило дорогу французским социалистам вроде "социал-предателя" Мильерана в кабинет министров. Фильм дает общее представление об этих событиях, но учить по нему историю я бы не стал - это скорее введение в вопрос, после которого заинтересовавшиеся люди могут почитать профильную литературу, где нюансы этого дела раскрываются более подробно и детальнее.



Актеры в фильме французские (практически никого из них не знаю) и играют они хорошо - отличным получился сам Пикар, а также его оппоненты из генералитета 3-й Республики, где хорошо показана фальшь разговоров про офицерскую честь на фоне бесчестных поступков "лучших генералов Франции".
Снят фильм неплохо, атмосфера Франции конца XIX века выглядит правдоподобно, множество деталей о французской армии того периода и богатый спектр военных мундиров, также добавляют ленте оттенков историчности.
Несколько напрягал по началу постоянный скрип полов, по которым расхаживают военные в сапогах, но это видимо тоже дань историчности.



В целом, неплохой байопик об антисемите, который помог оправдать невиновного еврея, в красивых исторических декорациях по мотивам реальных событий.
Пожалуй лучший фильм из просмотренных за последние месяцы.

XIX век, дело Дрейфуса, шпионаж, история, Германская Империя, Полански, Эстерхази, кино, Дрейфус, Франция

Previous post Next post
Up