"Ирландец"

Dec 05, 2019 02:58



Посмотрел новый фильм Скорсезе "Ирландец" основанный на биографии штатного киллера итальянской мафии 60-70х годов Фрэнка Ширана.

image Click to view



История на вид достаточно банальная - типичное "восхождение пехотинца" из мелких аферистов к "вершинам" криминального мира и последующее падение. Тема для Скорсезе отнюдь не новая и с этой точки зрения фильм особых открытий не делает, скорее наоборот, тут много типичных ходов для фильмов Скорсезе и фильм порой кажется вторичным, даже несмотря на то, что рассказывает история "по мотивам реальных событий" с элементами реальной биографии Фрэнка Ширана.



Авторы выходят из положения благодаря историческим событиям, которые вплетены в сюжет, основанных на заявлениях Ширана сделанных незадолго до смерти в начале 2000х.



Заявляется, что мафия сфальсифицировала выборы в США ради победы Джона Кеннеди, подтасовав результаты выборов в Илинойсе.
Потом заявляется, что мафия потребовала у него должок (через престарелого папу) и что именно интересы мафии стояли за организацией авантюры с вторжением на Кубу в Заливе Свиней, так как мафия хотела вернуть себе собственность и бизнес, которые национализировал Фидель Кастро (к слову, вернуть не удалось до сих пор). Когда это не получилось (показано участие мафии в вопросе поставки оружия для кубинских боевиков), а брат Кеннеди начал прессовать мафиози и подконтрольного мафии профсоюзного босса Джими Хоффу, в Далласе Кеннеди убили по заказу мафии. А Никсон играл в гольф с уголовниками. Такая вот трактовка событий начала 60х.
Вторая половина фильма построена вокруг убийства известного профсоюзного лидера Джимми Хоффы, тело которого так и не было найдено, но в убийстве которого Ширан перед смертью сознался, уже доживая свои дни в доме престарелых.
Все это также приправлено постоянными аутентичными новостями по телевизору - Карибский кризис, Уотергейт (к которому был причастен тот же человек, который сотрудничал с мафией в деле транспортировки оружия для кубинских боевиков), бомбардировки Югославии и т.д.  С учетом того, что события развиваются в фильме с 60х по 90-е, у Скорсезе неплохо получилось показать течение времени и исторических событий, на фоне которых мелкий уголовник Ширан начинавший еще с бессудных расстрелов пленных немцев в Анцио возвышался до доверенного убийцы на службе у главарей итальянской мафии.



Но главное наверное не в этом и основной посыл Скорсезе задвинул в самый конец фильма (а он очень длинный - более трех часов), когда Ширан выходит из тюрьмы и обнаруживает, что все в общем то было зря и все его "подвиги" никому не интересны и он сам никому не нужен, даже своей семье, а единственное, чем у него еще хоть кто-то интересуется, куда дели труп Хоффы. Но даже это не подталкивает его к какому-либо раскаянию, хотя кое-какая рефлексия у него прослеживается.
Престарелый Скорсезе очень удачно обыграл тему старости и одиночества, показав, как некогда всесильные и пафосные гангстеры аля "Крестный Отец", на старости лет (из тех, кто дожил), превращаются в полные развалины, умирающие в одиночестве. Престарелые актеры для этих целей подошли как нельзя лучше.



Скорсезе затащил в фильм массу известных актеров, во главе с изрядном сдавшими Аль-Пачино, де Ниро и Джо Пеши. Чтобы показать их на протяжении нескольких десятков лет, использовалась компьютерная графика для омоложения лиц, но это не всегда работало, так как даже с "исправленным" лицом, видно, что актеры уже старенькие и порой ходить то могут с трудом. Тем не менее, несмотря на возраст, они в целом выглядели неплохо. Отлично выступил Джон Пеши, особенно в конце, когда старость взяла свое. Аль-Пачино в роли Хоффы весьма хорош, а вот де Ниро скорее играл типичный для себя образ, который кочует через многие фильмы.
Стоит также отметить, явный трэш с фразой обращенной к Ширану "Разруш там все, как тогда, в Берлине". Такие вот неизвестные страницы штурма Берлина американской армией Паттона.
С другой стороны, из главных героев нет того, кому можно сопереживать - это по сути сборная солянка различных ублюдков, которые в подавляющем большинстве плохо кончили в реальной жизни (лишь несколько персонажей этой истории в реальной жизни умерли своей смертью). В этом плане фильм ненавязчиво и даже несколько растянуто, без лишних спецэффектов деконструирует романтизированный миф о мафии. Не он первый, не он последний. Но здесь это сделано не через тему возмездия или правосудия, а через призму старости и оценки того, а на что ты собственно потратил свою жизнь.



Если посмотреть в целом, то это своеобразные "Неудержимые" от мира гангстерских фильмов. Если Сталлоне в свое время собирал пенсионеров игравших в боевиках на свой капустник, то "Ирландец" собирает массу актеров светившихся в различном гангстерском кино, так что эффект узнавания будет посещать вас не раз, что также разбавляет некоторую монотонность фильма.



С технической точки зрения снято отлично. Хорошая картинка, приятная музыка, живая атмосфера давно ушедшей эпохи. Несмотря на длину ленты и почти полное отсутствие экшн-сцен, фильм смотрится весьма бодро, хотя это по большей части кино про разговоры и меланхоличные длинные кадры. Это очень олдскульный фильм, на котором лежит тяжелый отпечаток возраста самого Скорсезе, который через призму истории Ширана, сам задумывается о конце жизни и том, что оставит после себя. "Ирландец" конечно не шедевр на все времена, но среди гангстерских фильмов Скорсезе этот пенсионерский капустник явно не затеряется.

Кеннеди, США, история, мафия, криминал, Ирландец, Фидель Кастро, кино, Куба

Previous post Next post
Up