Знатная истерика одного из авторов World of Warcraft по поводу "китайской цензуры".
Для тех кто не в курсе, корпорация Blizzard выгнала с одного из киберспортивных турниров игрока и лишила его призовых за то, что они вопил про "свободный Гонконг".
Больно об этом писать. Но до тех пор, пока Blizzard не откажутся от своего решения относительно [игрока в Hearthstone], я отказываюсь продолжать играть в World of Warcraft Classic. Это проект, который я помог реализовать в жизнь и в необходимости которого я убеждал руководство Blizzard. Гильдию, названную в честь меня, похоже, мы так и не увидим. Давайте я объясню, почему объявляю #БойкотBlizzard.
Автор письма Марк Керн
По происхождению я - китаец. Родился в Тайване и какое-то время жил в Гонконге. Я вел деловые отношения в Китае на протяжении многих лет, включая работу с несколькими крупными игровыми компаниями.
Поэтому позволю себе заметить, что мое слово в данном случае имеет вес, учитывая, что я руководил проектами в Blizzard и вырос в Азии.
На моих глазах с финансовой точки зрения Китай постепенно захватывает игровую индустрию и кинематограф. К сожалению, в отличие от Китая и Азии, американские компании никогда сильно не верили в силу рынка цифровых развлечений. Благодаря этому Китай обзавелся невероятным влияниям на медиапространство. Китайские игровые компании разрослись до необъятных размеров не только благодаря растущему рынку, но также и из-за субсидий со стороны государства. Они получают в свое распоряжении бесплатную землю, офисы, гигантские суммы денег.
Суммы денег, которые идут на то, чтобы расширяться и скупать доли в американских компаниях.
Я не понаслышке знаю о коррупции, съедающей китайские игровые компании. Я был отлучен от основанной мною компании (уже после Blizzard) за отказ взять взятку в размере 2 миллионов долларов под инвестиции из Китая. Раньше я никогда публично об этом не говорил.
Подобные взятки предлагали и представителям других американских компаний, пытаясь заполучить права на крупные AAA-тайтлы. И от таких предложений отказывались далеко не все.
Китайские компании пытались похоронить мою карьеру с помощью заказных статей. Нередко выходит так, что положительную прессу в Китае покупают за деньги, после чего эти же деньги оседают здесь, в Штатах.
Так уж получается, что деньги - это все. Китай успешно обосновался на всех уровнях науки, игровой индустрии и прочего.
К сожалению, американские и европейские конторы ни за что не хотят брать на себя какие-либо риски и заниматься легальными инвестициями в игровую среду столь эффективно, как это делают в Китае. Китай остается единственным источником средств для студий среднего звена.
Повторяюсь, влияние Китая растет. Уверен, в киноиндустрии ситуация схожая.
Так мы приходим к ситуации, где бесконечный поток коммунистических средств прямо задевает американские ценности. Игры подвергаются цензуре для китайского рынка. Фильмы подвергаются цензуре для китайского рынка.
Теперь игровые компании заставляют молчать тех, кто говорит о свободе и демократии. Китай требует того, чтобы весь мир стал авторитарным.
Из всех компаний Blizzard - последняя, от которой я ожидал того, что она пойдет на поводу у китайских требований.
Blizzard всегда была компанией, основополагающими принципами которой являлись "игроки - это главное" и "не стоит жадничать".
По крайней мере так было, когда я там еще работал.
Одно дело, когда вы пытаетесь не делать игры политизированными, с чем я согласен. Совсем другое - грубо и бесчестно затыкать рты тем, кто выступает против коррупции и уничижительного отношения к человеческим правам и свободам.
Я подвергаю себя огромному риску, когда пишу эти строки. Китай следит за всеми социальными сетями, и для меня это значит, что нам, вероятно, уже никогда не получить инвестиции со стороны Китая на разработку новой MMO. Как не получить и разрешение на бизнес-деятельность внутри страны.
Но достаточно - значит достаточно. Я поддерживаю Гонконг и выступаю против очевидного и до смешного наглядного страха Blizzard перед Китаем.
Настало время Blizzard набраться смелости, которая у нее когда-то была, и снова поступить в интересах игроков.
Gamers, rise up.
PS. Вполне понятно, почему западные компании идут на поводу у китайской цензуры.
1. Китайцы имеют долю во многих игровых студиях и издательствах и могут в той или иной степени влиять на политику компаний, в том числе и в вопросах "политической толерантности".
2. Китайцы могут легко закрыть доступ для любой западной компании на свой рынок, который является крупнейшим в мире. Для многих студий и издательств такой исход был бы катастрофой, в первую очередь финансовой.
3. Значительная часть платежеспособной аудитории западных компаний и Blizzard в том числе, это китайская аудитория. Демарш против Китая очевидным образом лишит их продукции Blizzard, а саму компанию их денег.
4. Если уж даже Google и Microsoft вынуждены учитывать пожелания китайцев ради работы на китайском рынке, то чего уж говорить о более мелких корпорациях вроде Blizzard.
5. Естественно, как и любое крупное капиталистическое предприятие, Blizzard интересуют в первую очередь деньги. В данном случае - китайские деньги. Малолетний дурачок из Гонконга, которому пока еще не устроили персональный Тяньаньмэнь мешает эти деньги зарабатывать.
6. Но возникла проблема, мир вступает в эпоху Холодной войны между США и Китаем, поэтому стулья под Blizzard внезапно для нее разъехались - ее пытаются заставить выбрать между "американскими ценностями" или китайскими деньгами. А отказываться от китайских денег так не хочется...
7. Поэтому компания забавно отмалчивается, потому что какой выбор не сделай, так и эдак последствия будут неприятными.
PS2. Отдельно порадовало пассаж про то, что китайские коммунисты скупают американские капиталистические предприятия. Ну вот же, вот - рыночек наконец порешал. Коммунисты с бесконечными деньгами скупают демократические капиталистические предприятия.