Stalin's World War III

Sep 15, 2019 02:05



Давеча приобщился к новейшей настолке Stalin's World War III.
Вышла она только в этом году и забугорных магазинах продается от 70 до 95 долларов.
Представляет из себя оперативно-стратегический настольный варгейм посвященный гипотетическому конфликту между СССР и Варшавским договором с одной стороны и США и НАТО с другой стороны летом 1953 года. На фоне корейских событий, предлагается выбрать либо сценарий с вариацией плана " Pincher" (боевые действия на территории центральной, южной и западной Европы), либо сценарий с операцией "Sandown" (наступление Советской Армии на Ближнем Востоке - Иран, Турция, Сирия, Ирак, Израиль, Египет). При этом оба сценария можно играть одновременно на двух различных картах (Европы и Ближнего Востока) либо в 2-ем, либо в 4-м, разделяя ответственность, но руководство операциями на Ближнем Востоке будет в ряде моментов (резервы, применение ядерного оружия) подчиняется решению главнокомандующего в Европе.

Сценарий подразумевает, что практически сразу война переходит из обычной в ядерную. Если СССР проявляет инициативу, то уже с первого хода. Если же не проявляет, он все равно начинается со второго.
Цели стороны принципиально различается - СССР должен занять определенное кол-во ключевых городов Европы, в то время США должны не допустить этого, попутно не уронив мораль союзников выжигая Европу ядерными ударами. Так как ядерное оружие применяется на территории Германии, то США теряет поддержку в зависимости от кол-ва ударов. При достижении определенного уровня недовольства, США проигрывают, поэтому чрезмерно злоупотреблять атомными бомбардировками не стоит. СССР же ограничен 1 ударом ход (в 1953 году еще было мало ядерных зарядов), но зато без штрафов - мы то бомбим территорию врага, а они бомбят по сути на своей территории. Уха-ха.



Это только одна из карт. Ближний Восток на этот раз трогать не стали. Хотя при желании, можно увидеть боевые действия в районе Алеппо, если кому-то недавнего не хватило.

Далее перед сторонами открывается простор для мыслительной деятельности - есть карта восточной Европы, где надо разместить огромное кол-во частей и соединений - помимо СССР есть армии Румынии, Польши, Чехословакии, Венгрии, ГДР. За США играют - ФРГ, Франция, Британия, Италия, Бельгия. Плюс еще нейтральные Югославия и Швейцария, суверенитет которых можно нарушить, в зависимости от того, какой план вы составите.



Основные силы развернуты к западу от Лейпцига. Основной удар предполагается наносит в направлении Франкфурта и Штутгарта.
Вспомогательный удар наносится на северо-запад, с целью захвата Гамбурга, Бремена и Касселя, с последующим наступлением на Рур и столицу ФРГ. Также предполагается наступление пехотных частей при поддержке чехословацкой армии на Мюнхен.
К югу от разделенной на две зоны оккупации Австрии, около 25 советских дивизий при поддержке румынской и венгерской армий должны "принудить к миру оппортуниста Тито" (можно и не принуждать, пока что), занять западную зону оккупации Австрии и развить наступление на северную Италию.



Более опытный игрок уже на этапе делает построение более рассредоточенным, чтобы нести меньше потерь от ядерных ударов.
Но в начале ты этого конечно не знаешь. Как и в любом деле, все приходит с опытом.



Армии, корпуса и дивизии даны по реальному расписанию на лето 1953 года, так что за абстрактными цифрами скрываются вполне реально существовавшие на тот момент части. В данном случае перед нами группа советских пехотных дивизий готовится атаковать французские части прикрывающие Мюнхен - 11-ю моторозованную, 5-ю и 7-ю танковые дивизии. Далее к северу развернуты американские дивизии прикрывающие Франкфурт и Штутгарт.

У СССР в начале вводится в бой почти все (кроме дивизий ВДВ, которые можно выбрасывать в тылу противника для облегчения наступления механизированных частей). У США и Ко в начале мало войск, которые вынуждены с боями отступать, постепенно проводя мобилизацию в Германии и Франции, а также переправляя войска в Европу для выстраивания линии фронта. По мере потерь (у СССР они больше ввиду массированного применения ядерного оружия со стороны НАТО) и подхода подкреплений к НАТО, баланс меняется не в пользу СССР, поэтому надо торопиться. Например, заняв всю Западную Германию, НАТО лишиться возможность даже частично проводить мобилизацию немецких сил.

Есть один нюанс, у СССР значительно больше танковых, механизированных, мотопехотных и просто пехотных дивизий и массируя их на направлениях главных ударов, можно достаточно легко преодолевать сопротивление НАТО, но ядерное оружие позволяет наносит удар по районам сосредоточения и наносить колоссальные потери, что создает проблему поиска баланса между необходимостью массирования войск на правлениях главных ударов и необходимостью рассредоточения войск для избежания чрезмерных потерь от ядерных бомбардировок. Собственно, этим очень элегатно воссоздан один из параметров планов типа  "Пинчер", где наступление Советской Армии в Европе предполагалось останавливать массированными ядерными ударами по территории Германии.



Спустя 3 недели боев (3 многофазовых хода).
На Балканах румыны при поддержке СССР взяли Белград (подвергся ядерному удару) и Загреб (в окресностях города США нанесли ядерный удар по советскому танковому корпусу). Остатки югославской армии бьются в полуокружении или пытаются отступить к Триесту, где концентрируется югославская армия. В Венеции начали высадку американская части. Советская дивизия ВДВ захватила Рим.

В юго-западной Германии войска НАТО разгромлены - большая часть регулярных дивизий разгромлены, остатки прижаты к границе с Швейцарией и полностью разгромлены в ходе окружения. Советские войска приближаются к границе Франции. За счет проводимой мобилизации во Франции, в районе Страсбурга начинается выстраивание новой линии фронта, к которой приближаются потрепанные советские части, которые сломили сопротивление немцев и американцев в районе Штутгарта (город подвергся ядерной бомбардировке).



Группировка Советских войск в районе Франкфурта готовится наступать в разрыв между французской армией и силами НАТО в Бенилюксе, который прикрывается всего двумя немецкими дивизиями. В разрыв уже начинают входить танковые части - гвардейская танковая дивизия захватила пустой Кобленц.
В Рурском бассейне идут кровопролитные бои с немцами - НАТО активно применяет ядерное оружие. Большие потери у советской армии.
Севернее все плохо - на 1-м ходу надо было выбросить десант в пустой Бремен, находившийся в тылу и группировки англичан и американцев в районе Гамбурга. В результате, она смогла частично отступить к Бремену и организовать оборону опираясь на комплекс местных рек и городов, получая подкрепления через Вильгельмсхафен. Попытки прорвать эту оборону захлебнулись ввиду массированного применения ядерного оружия и больших потерь и фронт тут получится стабилизовароть лишь за счет резервов, которые обеспечивали занятие Западного Берлина. В итоге, план операции на этом направлении оказался фактически сорван. Запоздавший десант в Утрехт не облегчил положение.

Помимо ядерных ударов, противник смог организовать эффективный контрудар к востоку от Загреба (была окружена и уничтожена танковая дивизия) + несколько контрударов в районе Рура и Бремена.
Впереди была битва на границах Франции и в северо-западной Германии.

На все это ушло 3 хода и около 7-8 часов времени. Без Ближнего Востока. Адски затягивает - самый настоящий комбайн по пожиранию времени.



Уже в процессе, когда начинаешь вникать во все механики, приходит осознание различных интересных нюансов и майндфаков в стиле "блин, а вот как можно было сделать", "тут получается разрыв в оперативном построении, а ведь сначала он был не очевиден", "так румын не жалко, тараним оборону югославской армии - ох нефига себе, румыны превозмогают" и т.п.

Интересно реализована проблема хода - игрок может на выбор реализовать либо фазу боя, либо фазу хода, варьируя последовательность, что воспроизводит борьбу за темп операции, где задача СССР поддерживать высокий темп развития операций, а НАТО наоборот культивирует тенденции к позиционности, замедляя советское наступление, чтобы подтянуть достаточно резервов для стабилизации фронта где-нибудь до Ла-Манша.

В целом, это хоть и достаточно дорогое и время-затратное удовольствие, оно конечно дарит массу эмоций и заставляет мозг работать, просчитывая массу параметров из которых состоит операция, когда последствия некоторых решений начинают проявляться спустя 1-2 часа, когда порой уже ничего нельзя исправить.

Это конечно полностью анти-казуальная игра с высоким порогом вхождения, плюс ко всему - на русском языке ее просто нет - только английский. Обычный человек при виде подобного обычно действует по такой схеме:



Реакция на механики и сценарии монстр-варгеймов со стороны казуального игрока.

С другой стороны, у нее огромная реиграбельность (группировки вы сами монтируете, также как и выбор направления ударов за вами) + она имеет параллельный ТВД, что позволяет сторонам стремиться к совокупной цели не на одном ТВД, а комбинируя действия сразу на двух столах.



Главный же плюс, это возможность по разному разыграть реально существовавшие планы войны в Европе 1953 года и оценить некоторые оперативные проблемы, с которыми приходилось сталкиваться сторонам при планировании.

В целом - отличная игра, для любителей истории и высококачественных варгеймов. Высокий порог вхождения компенсируется высоким уровнем погружения.
Заказать можно тут http://prowargames.ru/ или ищите за границей.

1953, США, история, НАТО, личное, СССР, ядерная война, варгеймы, Восточная Европа, Германия, настолки, игры, Сталин

Previous post Next post
Up