Карта совместной операции, которую проводят САА, NDF, иракская армия и иранские прокси на сирийско-иракской границе.
Цель операции - обезопасить границу между странами и ликвидировать оставшиеся возможности по трансферу боевиков ИГИЛ из Сирии в Ирак и обратно.
Район операции - от оккупированной США зоны в районе Ат-Танфа до Абу-Кемаля. Сирийцы и NDF проводят зачистку со своей стороны границы, иракская армия и "Хашд-Шааби" со своей.
Для Ирана эта операция служит целям обеспечения стабильности работы "шиитского моста Тегеран-Бейрут, который проходит через этот участок сирийско-иракской границы.
Подобные совместные усилия Сирии, Ирака и Ирана не так давно уже обговаривались во время визита руководителей Генштабов Ирака и Ирана в Дамаск, где стороны договорились укрепить сотрудничество в сфере борьбы с терроризмом и обеспечения безопасности границ.
В рамках этих договоренностей у иракцев есть возможности вести операционную деятельность в том числе и на приграничных сирийских территориях. В районе Абу-Кемаля, помимо привычных иранских прокси, уже давно развернут полевой штаб "Хашд-Шааби" для обеспечения координации сил.
Несмотря на разгром Халифата как квази-государства со своими вооруженными силами, ИГИЛ как террористическая группировка никуда не исчезла, сохраняя довольно высокую активность в пустынном треугольнике Маядин-Дейр-эз-Зор-Т-2, в районе у границы с Ираком, а также в иракской провинции Анбар.
Боевики действуют путем налетов небольших групп на оставшихся тачанках, либо же организацией диверсий. В населенных пунктах до сих пор сохраняются ячейки ИГИЛ и некоторый процент лояльного "черным" населения.
По сути ситуация в восточной Сирии находится на этапе трансформации от полноценной войсковой операции к режиму КТО. Ближайшая аналогия - Чечня после окончания военной фазы 2-й чеченской войны, когда основная нагрузка постепенно перекладывалась с министерства обороны на ФСБ и МВД. Мухабарату еще предстоит длительная и системная работа по разгрому оставшихся отрядов ИГИЛ и сети подпольных ячеек. У Ирака ровно те же самые проблемы. Россия в этот процесс не очень сильно вовлечена, хотя при необходимости, она может перебрасывать в район таких операций подразделения ССО, использовать авиацию и ударные вертолеты, а также предоставлять данные технической разведки. Но в целом, это больше забота местных - взваливать на свои плечи задачи КТО в Восточной Сирии Москва явно не собирается - основные усилия сейчас сосредоточены на решении Идлибского вопроса (где в последние недели наблюдалась достаточно высокая активность ВКС РФ, в том числе и в связи с налетами дронов на Хмеймим), выдавливании США из Ат-Танфа и решении проблемы северо-восточной Сирии.
США наоборот, выгодно, чтобы зачистка ИГИЛ на западном берегу Евфрата и к югу от Абу-Кемаля затягивалась, так как это затрудняет для Ирана укрепление своего влияния в Сирии. При удачном стечении обстоятельств, США конечно могут испробовать сценарии связанные с захватом боевиками Абу-Кемаля, чтобы разрубить "шиитский мост". Слухи о комбинированной операции боевиков из района Ат-Танфа совместно с нападением боевиков с территории провинции Анбар и боевиков с восточного берега Евфрата ходят еще с прошлого года. Иран на это уже отреагировал, перебросив к району Абу-Кемаля дополнительные силы своих прокси, включая офицеров "Хашд-Шааби", для координации с силами шиитской милиции действующей в районе Аль-Каима и которые могут быть оперативно переброшены к Абу-Кемалю, в случае если возникнет стратегическая угроза.
Кроме того, затягивание зачистки ИГИЛ в восточной Сирии, тормозит процесс восстановления нефтегазовой инфраструктуры страны, что позволяет США манипулируя курдской картой, торговаться с Россией на тему межсирийского урегулирования и роли иранского влияния в Сирии. Полагаю, ближе к началу работы Конституционной Ассамблеи, США постараются активизировать как террористическую активность в Восточной Сирии, так и активизировать курдский фактор, для организации давления на Москву, Дамаск и Тегеран. Активность ИГИЛ у границы это один из инструментов в американской колоде, поэтому нет ничего удивительного, что заинтересованные стороны стремятся решить проблему до начала основных переговоров о будущем послевоенной Сирии.