1. В "Шпигель" вышла статья о том, что Турция якобы готова признать Асада, если он согласится на турецкую операцию против курдов. Никакой конкретики там нет, скорее попытки прозондировать почву на тему того, как развиваются кулуарные переговоры России и Турции на тему нормализации отношении Асада и Эрдогана за счет курдов. Обсуждение реализации "Пакта Адана" по большей части не находится в публичном поле, как и закрытые переговоры между Асадом и курдами. По сути, и курды и Эрдоган пытаются сторговаться с Россией и Асадом на предмет будущего северо-восточной Сирии.
Естественно, Россия и Иран уже давно работают с Эрдоганом в вопросе нормализации отношений с Асадом и за последние годы позиция Турции существенно смягчилась. Предложение Лаврова о реализации "Пакта Адана" вполне может быть увязано с вопросом нормализации отношений Сирии и Турции, так как с одной стороны Асад должен признать действительным договор 1998 года, дающий туркам право на операции в 5-километровой приграничной зоне против РПК. А Эрдоган в ответ должен будет официально признать Асада как гаранта этого соглашения, что и создает основу для возобновления дипломатических отношений. Будет ли этот план реализован, станет понятно ближе к середине февраля, когда в Астане пройдут переговоры Путина, Эрдогана и Роухани. Курды, при реализации этого сценария, окажутся главными пострадавшими.
2. Эрдоган публично призвал Трампа выполнить свое обещание и вывести американские войска из Сирии в обещанные сроки. Данные заявления были подкреплены опять же публичными заявлениями Турции о "двойных стандартах Запада" в деле о расчленении Хашогги. Таким образом, Турция напоминает Трампу об американских обязательствах, попутно демонстрируя свой главный инструмент давления - улики по делу Хашогги, которые могут закопать наследного принца Саудовской Аравии. После того, как Трамп обещал уйти из Сирии, Эрдоган прикрутил градус разоблачений саудовских расчленителей, но сейчас напоминает, что если американцы попробуют кинуть турок еще раз, Анкаре не составит труда актуализировать тему виновности МБС в расчленении Хашогги. Нетерпение Турции объясняется тем, что она пока так и не смогла получить согласия от России на войсковую операцию против курдов, а оппоненты Трампа пытаются всеми силами затянуть вывод войск из Сирии, что тем более затрудняет реализацию турецких планов. Засим и потребовалось напомнить гегемону, что Турция устала ждать и следит за попытка оппонентов Трампа затянуть процесс.
США по-прежнему занимают двойственную позицию, подтверждая вывод войск (даже несмотря на внутреннее давление со стороны Конгресса, где решение Трампа о выводе войск называют "трагическим и бессовестным", сожалея, что не успели принять закон запрещающий Трампу выводить войска из Сирии), но требуя одновременных гарантий от Турции в отношении курдов, в том числе и тех, которые Анкара не готова дать. Обсуждаемая тема 20-30 километровой демилитаризованной зоны, на которую согласны США, явно не устраивает Россию и Сирию, поэтому балансировать американские пожелания направленные на спасение лица Трампа с интересами Дамаска и Москвы направленными на восстановление полного контроля Асада над Рожавой, весьма трудно балансировать. "Пакт Адана" это попытка совместить видение России и Сирии и согласием США на демилитаризованную зону.
3. Касательно вывода войск из Сирии, то Трамп в своем интервью подтвердил намерение вывести войска из Сирии, а также Афганистана, но из Ирака он уходить не хочет, ссылаясь на то, что американские войска из Ирака будут наблюдать за Ираном.
Стоит отметить, что значительная часть окружения Трампа, а также израильское лобби настаивали на том, что "наблюдать за Ираном лучше с территории Сирии". Болтон прямо об этом говорил, требуя заменить цели американского военного присутствия в Сирии с "победы над ИГИЛ" на "борьбу с иранским влиянием". Трамп в этой борьбе предпочел занять сторону Пентагона, который выступил против замены целей операции, а Ирак стал удобным предлогом, дабы заявить оппонентам "Сирия не нужна, тоже самое можно делать и с территории Ирака, но на законных основаниях".
Проблема у этой схемы ровно одна - правящий в Ираке блок садристов и про-иранских шиитов уже вовсю работает над продвижением закона об обязательном выводе американских войск из Ирака, как раз таки с целью того, чтобы США наблюдали за Ираном из других мест.
Конфликтная ситуация в Мосуле
https://colonelcassad.livejournal.com/4750495.html стала тревожным звоночком для планов долгосрочного американского присутствия в Ираке.
4. Касательно связи событий на Ближнем Востоке с активизацией попыток США свергнуть правительство чавистов в Венесуэле, то многие аналитики и обозреватели обращают внимание на то, что стороны действующей администрации Белого Дома активизация попыток свергнуть Мадуро является способом переключить внимание общественности с крайне негативных тем связанных с поражением США в Афганской и Сирийской войне, сокращением операций в Йемене, делом Хашогги и нарастающими трудностями с пребыванием в Ираке. Оппоненты Трампа говорят, что его правление привело к череде стратегических поражений, что конечно не совсем так, так как войны в Сирии и Афганистане США проиграли еще при Обаме, а Трамп лишь борется с последствиями. Но пропагандистская пресса естественно обывателю об этом рассказывать не будет, формируя картинку, где "все шло хорошо, пока не пришел Трамп". Для Трампа и его окружения из неоконов и представителей "чайной партии" - "маленькая победоносная война/переворот" в Венесуэле, может казаться удобным поводом продемонстрировать хоть какой-то внешнеполитический успех и сбить волну негатива в связи с событиями на Ближнем Востоке, где влияние гегемона катастрофически падает. Тем более, что в случае с Венесуэлой уже давно работает длительная стратегия давления начатая еще при Обаме, направленная на замену левых режимов в Южной Америке на правые и проамериканские. Отсюда и образовалась эта странная спешка с срочным провозглашенеим Гуайдо президентом без возможности немедленно убрать Мадуро, что уже переросло в затяжной кризис и зримое противостояние с РФ и Китаем, что демонстрирует дальнейший распад поздневашингтонского миропорядка. Но Вашингтону нужен внешнеполитический успех здесь и сейчас, поэтому долгосрочные последствия попыток сменить неудобный режим Мадуро Белый Дом не очень волнуют - разгребать их все равно придется следующей администрации.