О ситуации в Идлибе за неделю до первого дедлайна предусмотренного сделкой в Сочи между Путиным и Эрдоганом.
1. На 8 октября турки смогли убедить лишь часть группировок в том, что сделку надо выполнять, иначе будет плохо. Протурецкие группировки уже 2 дня отводят технику вглубь Идлиба на искомые 10-11 километров от текущих позиций на линии фронта в южном Идлибе и западном Алеппо. Но помимо отвода техники, соглашения требуют и вывода личного состава из тех зон, где должно начаться совместное патрулирование российских и турецких военных. Разумеется, если там останутся "неконвенционные" боевики, это будет вести к срыву сделки, что вынуждает Турцию торопиться с убеждением упорствующих в том, что последствия игнорирования предупреждений турецкой армии и турецкой разведки (которая курирует группировки боевиков) не понравятся отказникам, кивая на завозимую в Идлиб бронетехнику, которая концентрируется в районе обсервационных пунктов и в Северном Идлибе в районах с доминирующим положением ССА и Ахрар-аш-Шам.
2. Тем не менее, даже на фоне начала частичного отвода, продолжаются небольшие перестрелки и боестолкновения на участках фронта, где стоят боевики "Ан-Нусры" и Ко, которые либо отказываются уходить, либо ведут торг с турками. В основном это касается северо-восточной Латакии и северной Хамы, где сконцентрированы наиболее упоротые персонажи. За неделю в таких боях погибло около 10 сирийских солдат и некоторое кол-во боевиков. Само собой, такие боестолкновения также противоречат сочинской сделке и Эрдогану формально надо будет что-то предпринимать, чтобы эти группировки покинули свои участки фронта (с передачей контроля турецкой армии или подконтрольным Турции боевикам), дабы там был установлен полноценный режим деэскалации.
3. Асад еще раз отметил, что Дамаск в целом поддерживает усилия России по мирному решению проблемы Идлиба. Сирия готова подождать, если проблема будет действительно решена мирными, а не военными средствами, тем более что опыт ликвидации части анклавов путем переговоров дает Дамаску основания полагать, что и с Идлибом получится разобраться без большого кровопускания. Впрочем, Асад отметил, что вопрос возвращения Идлиба под полный контроль Дамаска обсуждению не подлежит и речь идет лишь о способе возврата. Саму сделку в Сочи Асад назвал временным решением, коим оно конечно и является, так как сделка в Сочи в публичной своей части не содержит ясно прописанных механизмов мирного урегулирования, которые обеспечат передачу Идлиба под контроль Дамаска. Поэтому Дамаск пока наблюдает, как Эрдоган пытается выполнить свои обязательства, от результатов чего будут зависеть дальнейшие действия Асада и его союзников.
4. На фоне процесса реализации сочинской сделки, обостряются процессы внутренних конфликтов между группировками. Не имея возможности направить свою агрессию против Асада, они продолжают покусывать друг друга в борьбе за сокращающиеся сферы влияния и кормовую базу. Практически каждый день в провинции идут нападения, теракты, убийства. К разборкам "зеленых" добавляются нападения боевиков ИГИЛ, которые действуя из подполья убивают неугодных полевых командиров или берут заложников с целью выкупа. "Зеленые" проводят против ИГИЛ "контртеррористические" операции (как бы это смешно не звучало) и охотятся на ячейки ИГИЛ в крупных города (иногда, успешно). Попутно, все участники этого клубка ведут борьбу против "лягушек" - боевиков и гражданских активистов, которые выступают за примирение с Дамаском. Применяется весь инструментарий - от угроз и избиений до арестов и убийств.
Деморализация после сочинской сделки сильно ударила по боевому духу боевиков и в их рядах появилось много колеблющихся. Борьба против "лягушек" призвана показать, что оспаривать генеральную цель войны по свержению Асада чревато и граничит с предательством дела "сирийской революции".
5. Серьезных работ по началу разблокирования трассы Хама-Алеппо и Латакия-Алеппо не ведется, хотя предусматривается возобновление их работы вскоре после начала совместного патрулирования российскими и турецкими военными демилитаризованной зоны. На трассах большое кол-во блокпостов различных группировок + отдельные участки трассы заминированы или перегорожены инженерными заграждениями. Процесс приведения в порядок этих дорого потребует от нескольких дней до 2-3 недель. Один из потенциальных вариантов решения - Турция оставит в районе дорог только максимально лояльных ей боевиков плюс развернет на трассе свои блокпосты, чтобы обеспечить контроль над трассой и продемонстрировать прогресс в выполнении своих обязательств по открытию сообщения через Идлиб.
6. МИД РФ подтвердил, что все вопросы с границей демилитаризованной зоны уже согласованы и одобрены. Сейчас идет процесс практической реализации, который проходит в тесном контакте российских и турецких военных, которые не только регулярно встречаются, но и имеют уже налаженные механизмы коммуникации. Россия свои обязательства по Сочинской сделке выполнила и теперь ждет того же от Турции. Соответственно, если к 15 октября Эрдоган хотя бы частично выполнит свою часть договоренностей, он получит еще месяц до 15 ноября, чтобы сделать процесс демилитаризации и деэскалции системным и представить реальные механизмы решения проблемы "Ан-Нусры" и Ко в центральных районах Идлиба. Их так или иначе надо разоружить, выдавить из Сирии или уничтожить.
В целом, к 15 октября можно будет подвести итоги на тему того - насколько слова Эрдогана на практике не расходятся с реальностью. От Эрдогана сейчас ждут не заверений, а конкретных шагов.
Наверняка по этому поводу 15 октября последуют официальные комментарии из Москвы, Дамаска и Тегерана, в которых будет содержаться оценка перспектив дальнейшего сотрудничества с Турцией.
Если Эрдоган будет убедителен в своих действиях, то можно будет говорить и о дальнейшем укреплении связей Турции и России в деле завершения сирийской войны.