19 гражданок РФ приговорены к пожизненному заключению в Ираке.
В ходе войны, они выехали со своими мужьями или самостоятельно на территорию Халифата, где и проживали вплоть до военного разгрома Халифата в 2017 году, будучи связанными либо лично, либо через мужа с деятельности местных вилаятов на территории Ирака и Сирии.
Само собой, с учетом того, что ИГИЛ творил на оккупированных территориях, снисхождения от иракцев ожидать не приходилось. Тут можно вспомнить и массовые расстрелы в северном Ираке, когда больше тысячи боевиков были расстреляны без суда и следствия.
В данном случае был риск и смертного приговора, но суд ограничился пожизненным заключением за поддержку и сотрудничество с ИГИЛ, Также к пожизненному заключению приговоры 6 гражданок Азербайджана и 4 гражданки Таджикистана. Есть и другие женщины, которые ждут приговоров.
В свое время гос.пропаганда предупреждала, что попытки выехать в Халифат могут плохо закончиться. Сейчас они разумеется говорят, что их обманули и они не знали, чем все обернется.
Иракский суд им не поверил, даже несмотря на детей, которых при любом исходе ждет сомнительное будущее, хотя у загремевших в тюрьму матерей, еще остается право на обжалование приговора.
Российские дипломаты уведомили заключенных, что их родственники будут уведомлены о их судьбе.
Всего в иракских тюрьмах в ожидании суда находится порядка 11 000 человек обвиняемых в участии в ИГИЛ или пособничестве ему. "Контртеррористические суды" банально не справляются с потоком замешанных лиц, что не удивительно, так как ИГИЛ контролировал территории, где проживали миллионы человек. В целом, оправдательные приговоры по таким делам выносятся редко - после не слишком длительных слушаний от 30 до 60 минут, судьи выносят приговор, который имеет 3 разновидности - 15 лет, пожизненное и повешение. Боевиков как правило вешают, пособников отправляют в тюрьмы. С 2013 года за связь с ИГИЛ было вынесено более 3000 смертных приговоров. Последний был приведен в исполнение 19 апреля - казнено 11 человек.
О том, как выносятся приговоры:
В одном из судебных процессов подсудимый Салим Ахмед стоял в суде, зажав руки за спиной, дрожа.
Судья Юнус аль-Джумайли прочитал три документа. Один из них был свидетельством «секретного осведомителя номер 130», который сказал, что Ахмед «проявил сочувствие и готовность присоединиться к этой организации» и что он видел, как Ахмед носил штурмовую винтовку и работал в отделе дорожной полиции ИГИЛ. Судья также прочитал отчет о курдской разведке, в котором говорилось, что Ахмед признался, что присоединился к ИГИЛ, а также отчет от иракской разведки, в котором он сказал, что он поклялся в верности этой группе.
«Клянусь Богом, клянусь Богом, я клянусь Богом, я невиновен», - сказал Ахмед. «Я отец дочерей, я не присягал на преданность организации». Он сказал, что работал в строительстве во время правления ИГИЛ.
Он сказал, что он был вынужден подписать признание, не зная, что он сказал. «Меня все время завязывали с завязанными глазами, я был под угрозой, и они заставили меня отложить отпечаток на этих бумагах», - сказал он. Он утверждал, что показания тайного осведомителя «могут быть написаны любым, кто меня ненавидит».
Судьи вынес наказание в 15 лет, отметив, что это было самое легкое наказание. «Он работал в дорожной полиции ИГИЛ и не боролся за них», - сказал аль-Джумайли. Весь процесс занял чуть более 20 минут.
* * *
Судебное разбирательство по делу аль-Джабури, сотрудника водного хозяйства, пошло аналогичным образом. Судья зачитал разведывательный отчет, предполагаемую исповедь и отчет мэра деревни, где работал аль-Джабури. Мэр сказал, что семья Аль-Джабури, как известно, является членами ИС и что аль-Джабури работал в отделе водного хозяйства под ИБ. Но он сказал, что никогда не видел, чтобы аль-Джабури носил пистолет или носил четкую афганскую одежду боевиков.
Аль-Джабури настаивал на своей невиновности. Он отметил, что Багдад продолжал выплачивать свою зарплату в течение нескольких месяцев после поглощения ИС - как это делало центральное правительство для всех государственных служащих - и что он покинул эту должность несколько месяцев спустя.
Но судья приказал аль-Джабури, снова представив показания в документах. "Что ты говоришь?"
«Как вам угодно», - ответил аль-Джабури, казалось, подал в отставку, что защита бесполезна.
«Послушай, это не« как мне нравится ». Что ты говоришь об обвинениях?» - возразил судья.
Аль-Джабури сказал, что его признание было «взято под страхом и угрозой», а сообщения мэра и начальника разведки были неправильными.
После восьми минут обсуждений судьи признали его виновным и приговорили его к 15 годам.
В свое время наша страна уже проходила нечто подобное, когда происходили суды над пособниками оккупантов на освобожденных от власти нацистов территоориях.
Ирак проходит эту болезненную, но необходимую процедуру прямо сейчас, и судя по всему, в 2018-2019 годах будет еще немало таких судов, как над гражданами Ирака, так и над гражданами других государств (в том числе и РФ), которые так или иначе оказались пособниками ИГИЛ на территории Ирака.
На а Украине все это еще предстоит.
Есть вещи, которые не могут остаться безнаказанными.
Для страдающих по поводу "негуманного иракского суда".
РФ позаботится о детях осужденных на пожизненное жительниц Халифата. Детей вывезут из Ирака в Россию. Сначала тех, кто родился на территории РФ, а затем будет решаться вопрос с детьми, которые родились уже на территории Халифата.