Аватар

Dec 25, 2009 09:18


 "В аду создали новый круг, для тех кто посмотрел экранку Аватара". (с) уж не помню кто.



На днях довелось пару раз посмотреть нашумевший фильм "Аватар", за авторством Джеймса Кэмерона. Творчество этого режиссера мне нравится, "Чужие", "Терминатор", "Бездна", просмотрены не один раз. "Титаник" мне не столь мил, но не признать величие этого фильма я не могу. Так же очень понравились документальные фильмы Кэмерона, посвященные подводным экспедициям к "Титанику" и особенно к нацистскому линкору "Бисмарк". Со времен "Титаника", все ждали, когда один из гуру современного фантастического кино, разродится новым шедевром. Шли годы, Кэмерон молчал. И вот, наконец то новый фильм вышел. Изначально, фильм заявлялся, как создание новой фантастической вселенной, которая при удачных киносборах, превратится, в трилогию, как в свое время это произошло с оригинальной трилогией "Звездных Войн". Сразу замечу, что судя по сборам и ажиотажу, за этим дело не станет, а это значит, что нас ждут еще как минимум 2 эпизода приключений на планете Пандора.



Фильм стоил создателям целую кучу денег, назывались цифры 200,250,300 и наконец 500 млн. зеленым мертвых президентов. Создавался он под современные кинотеатры IMAX, с которыми на территории бывшего СССР довольно напряженно, причем даже те, что есть, не совсем отвечают идеальным техническим параметрам. По мнение специалистов, у многих из них имеются проблемы с цветопередачей изображения. У нас в городе и того нет - есть несколько обычных кинотеатров с звуком Dolby Surraund, об IMAX остается только мечтать.


По отзывам тех, кто ходил в первые дни, выяснилось, что показывают у нас в Севастополе две версии фильма - одна с украинской озвучкой и украинскими же субтитрами за навийцев. Русский же перевод фильма был по отзывам очевидцев, просто отвратительным, убивавшим всю атмосферу фильма. Это так сказать, гримасы украинизации кинотеатров. Платить деньги за украинский перевод, разумеется не стал, рука не поднялась, ну и тем более не возникло желание тащится на русскую версию с кривым переводом. Но надо было что-то делать, ибо фильм ожидался еще с лета, а ждать выхода DVD или какого-нибудь BD рипа, это еще месяц-другой. Махнул рукой на спецэффекты, и добровольно согласился пройти дополнительный круг ада за просмотр экранки "Аватара". Остальные круги мне само собой обеспечены за "приближение кровавых дней". Экранка оказалась относительно сносного качества, во всяком случае, видал и похуже, например, экранка "Властелин Колец: Возвращение Короля", была просмотрена за пару дней до мировой премьеры, с просто отвратительным качеством видео и самопальным переводом, за которым часть фильма терялась на фоне полета фантазии отечественных переводчиков. В "Аватаре" все куда как лучше - перевод киношный, дублированный, звук в паре моментов скрипел, но так, по мелочи.
Конечно, в визуальном плане, фильм потерял, но качество графики в свое время мог оценить в трейлерах и тизерах, так что примерно представлял себе как оно должно быть на самом деле, и недополученные красоты доберу просмотром какой-нибудь HD версии в январе-феврале. А теперь собственно о фильме.

Сюжетная линия.



Сюжет фильма линеен до безобразия. Брат погибшего ученого, и по совместительству морской пехотинец-инвалид Сэм Уортингтон получает предложение поучаствовать в программе "Аватар", и отправиться на далекую планету Пандора, где он сможет управлять трехметровым генетическивыращенным аборигеном синего цвета. Как и положено бравому морскому пехотинцу, главный герой вначале фильма честно выполняет приказы вышестоящего начальства, шпионит за аборигенами, выдает их тайны брутальному полковнику заведующему охраной земной базы. Но общаясь с аборигенами, главный герой "морально разложился" и "осознал", что земляне, имеющие цель подвинуть аборигенов с залежей ценной руды, по сути своей "плохие парни", а аборигены - "хорошие ребята". В итоге, состоялся переход главного героя на сторону аборигенов, вместе с компанией "хороших парней" - команды ученных во главе с Сигурни Уивер и пилота вертолета Мишель Родригес.



В итоге, "хорошие парни", победили "плохих парней" в ходе красочной, но довольно стандартной для таких блокбастеров "финальной битвы", где все решила как обычно цепочка "случайных неудач" у плохишей. В итоге, главный герой, окончательно становится аборигеном избавляясь от своего тела, а земляне вынуждены после поражения покинуть Пандору. Собственно все. В этом и состоит основная претензия к "Аватару". Создав технологически совершенный фильм, Кэмерон и компания не уделили должного внимания сюжету, в результате чего, он получился в лучшем случае на троечку. Хотя, с другой стороны, использованные в фильме сюжетные ходы, неплохи именно в своей простоте, как это в свое время произошло с теми же "Звездными Войнами", где Лукас опирался на стандартную мифологию, которую просто перерабатывали для фантастического сеттинга, как например историю Артура и Рыцарей Круглого Стола. Так и здесь, многие жалуются, что сюжет "Аватара", очень уж похож на "Покахонтас", и тем самым он вторичен.



Но собственно, так ли уж плох оригинальный сюжет? На мой взгляд, он вполне нормальный, и главное он незамысловат и понятен представителям разных рас и культур - такие мифы внедренные в сюжетную канву делают фильм интернациональным, что для общего успеха немаловажно. Для создания новой вселенной, которую предполагается активно развивать, такая фундаментальная мифология, может оказаться, очень действенной. Так что в долгосрочном плане, этот ход Кэмерона может оказаться более выигрышным, чем это кажется нам сейчас. А уж получится у него конкурировать с другими известными Sci-Fi вселенными, это уже только от него самого зависит.

Игра актеров.

Что можно сказать вообщем об актерском составе? На мой взгляд, никто из главных героев ниже определенного уровня не опустился, играют хорошо, пусть и без особой изюминки. Исключение, играющий матерого полковника - Стивен Лэнг


Классических архетип брутального вояки в стиле "обожаю запах напалма по утрам". Отдельные фразы и эпизоды с его участием сняты просто шикарно, на мой взгляд это лучшая роль в фильме. Причем, полковник не является однозначным злодеем, в первой половине фильма, он добротно исполняет свои обязанности, заботится о подчиненных, включая главного героя, которому по своим каналам пробивает операцию для того, чтобы тот снова мог ходить. Так же, он дает возможность главному герою решить дело миром. Хотя потом его уже рисуют только черной краской, но в момент его гибели, полковника даже немного жаль. Как органично он смотрелся в боевом экзоскелете...Эх.

Сэм Уортингтон в роли главного героя Джека Салли на мой взгляд ну никакой, что в "Терминаторе", что в "Аватаре", ни рыба, ни мясо. 


На его фоне полковник смотрится просто глыбой, причем не только физически, но и как актер. Вообщем, роль Салли, на мой взгляд, на любителя, у меня особых впечатлений она не оставила - есть, и ладно.
Сигурни Уивер, хоть уже и в солидном возрасте, довольно органично вписалась в новую фантастическую сагу Кэмерона, причем авторам удалось дистанцироваться от образа Рипли из "Чужих", которая сделала Уивер всемирно знаменитой. Грэйс, роль другого плана, во многом эпизодическая, но довольно важная. Если Рипли в "Чужих" топтала и жгла всех алиенов, до которых могла дотянуться, то Грейс наоборот, всячески пропагандировала в фильме идеи защиты инопланетных аборигенов и животных. Такая себе смена амплуа. 


В целом, свой высокий актерский уровень, Сигурни Уивер в очередной раз подтвердила. На мой субъективный взгляд, она одна из лучших актрис фантастического кино за всю историю жанра.
Мишель Родригес, хорошая актриса для эпизодических ролей, так же ниже определенного уровня не опускается. В "Аватаре" играет пилота с размазанной мотивацией. Чего хотела? К чему стремилась? Непонятно. Но вписалась довольно органично. В небольшой сцене полета к летающим горам, смотрелась просто замечательно, хотя там у нее всего пара фраз.



Ну и наконец Зои Салданья, сыгравшая аборигенку, подругу и по совместительству наставницу главного героя в деле познания мира Пандоры. 


В отличие от многих персонажей, даже тех, которые используют аватары, она в своем человеческом облике в фильме не появляется, а видим мы лишь качественно оцифрованную компьютерную проекцию. В виду этого оценивать приходится по совокупности актерской игры и компьютерных технологий. Лично мне понравилось, грациозные кошачьи движения, интересное лицо, шипение и прочие инопланетные звуки - очень органичный и живой персонаж - пожалуй лишь Горлум из Властелина Колец был более живым.



Собственно, можно констатировать, что основные актеры подобраны хорошо, играют добротно, отвращения никто не вызывает.

Графика и экшн.

Говорить о всех красотах фильма, не посетив IMAX, естественно затруднительно. Но даже увиденное в экранке изрядно впечатлило. Джунгли Пандоры настоящий шедевр компьютерных технологий, пожалуй это такой же прорыв, как в свое время "Far Cry" стал прорывом в игровой индустрии. Настолько живой компьютерной природы видеть еще не доводилось - десятки уникальных растений, насекомых, животных - создают по настоящему живой фантастической мир чужой планеты. Фильмов, которые могут конкурировать по живости природы с "Аватаром" считанные единицы. В этом плане, Кэмерон изрядно приподнял планку для будущих режиссеров фантастического кино. Уже на раннем этапе развития вселенной "Аватара", создан изрядный задел, который позволит (если будет на то воля Кэмерона), развивать мир Пандоры не только в плане сюжета, но и в плане наполнения бэкграунда.



Вообщем, по графике можно говорить долго. Мне лично больше всего помимо животного мира, запомнились бронированные экзоскелеты, "Матрица" отдыхает, настолько хорошо они нарисованы и вставлены в фильм. Больше всего запомнилась сцена, когда полковник в экзоскелете выпрыгивает с горящего "Дракона" и потом дерется с главной героиней, оседлавшей местного хищника. Ну а когда, он еще достает нож и мастерски им орудует, остается только аплодировать, настолько красиво и динамично все снято.



Сама битва в целом слегка разочаровала, Кэмерон обещал, что это будет нечто такое, чего мы никогда не видели - как по масштабам, так и по эффектам. В итоге, можно констатировать, что например, битвы во "Властелин Колец", снятом 6-7 лет назад, даже сейчас остаются непокоренной вершиной - как по масштабам, так и по вау-эффекту. Тут Кэмерону есть чему поучиться у Питера Джексона. В "Аватаре", мы наблюдаем столкновение механизированного батальона наемников с парой тысяч местных аборигенов, причем показ идет не всей картины в целом, а как правило отдельных эпизодов битвы. Собственно, так же снимал и Лукас свои "Звездные войны". В этом плане, "Аватару" явно не хватает масштабности. Тактика людей конечно особыми изысками не отличается, скорее игра в поддавки, но таковы уж законы жанра.

Так было ли предательство?

На нескольких ресурсах довелось читать полемику касательно того, был ли главный герой предателем и кого он на самом деле предал. Лично мое мнение, в фильме на это дан четкий ответ вложенный в уста полковника "Какого это предать свою расу?" В этом вся соль, естественно, предательство интересов корпорации или своих коллег контрактников, это слишком мало для драмы, поэтому вопрос ставится именно так - предать свою расу, отдельные представители которой совершают неблаговидные поступки, ради чужой расы, которые живут в гармонии с окружающим миром.В итоге, главный герой, прямо пособничает убийству своих "соплеменников", многие из которых являлись обычными конрактинками, и просто выполняли свою работу. В этом плане факт "предательства расы" очевиден. Тут нет никакого американизма или антиамериканизма, который некоторые особо ретивые камрады, пытались разглядеть в такой постановке вопроса. У Кэмерона на мой взгляд все проще, речь идет о добре и зле в чистом виде - если ради погони за прибылью, надо сгонять аборигенов с их земли, значит это зло. И это зло Кэмерон и изображает, в виде алчной корпорации действующей по принципу Карла Маркса "Нет такого преступления, на которое не пойдет капитализм, ради 300% прибыли". В нашем случае 20млн. долларов за килограмм ценной руды. В рамках мира Кэмерона, предать "свою расу", представители которой исповедуют такие принципы, дело хорошее. Запишем товарища Кэмерона в марксисты?

Стоит отметить, что тема "человечество сборище мразей", в "Аватаре" раскрыта слабо, показаны лишь отдельные представители мразей, в виде начальника базы, полковника-отморозка и наемников-пособников. 
В том же "Районе №9", эта тема раскрыта более ярко и доходчиво. Если в "Аватаре", люди как бы поделены на хороших и плохих, то в "Районе", даже к концу фильма решительно непонятно, а кто же тут хороший?



Главный герой сжигающий инопланетных детей? Негры-каннибалы? Истеричное местное население? Садисты-ученые? Наемники головорезы? И так далее. В общем, образ человека там более мрачный и грязный. В этом плане "Аватар" изрядно проигрывает - уж больно карамельный взгляд получается, тогда как "Район" куда как ближе к суровой реальности и отображению настоящей сущности человека, когда "все не без греха".

Что в итоге, на мой взгляд, "Аватар" это безусловно событие в кинематографе и этапная веха в кинематографе фантастическом. В визуальном плане, он конечно заткнул за пояс главные блокбастеры этого года "Трансформеры II", "Терминатор IV" и "2012". Но вот как фантастический фильм в целом, я бы сказал, что он для меня в этом году находится лишь на третьем месте, после "Района №9" и "Пандорума". Эти два фильма оставили лично у меня куда более глубокое и цельное впечатление. "Аватар", при всем его технологическом совершенстве и визуальных красотах, произвел несколько меньшее впечатление. Тем не менее, это замечательный фильм, который безусловно обязателен к просмотру.

Кэмерон, Район №9, фантастика, Аватар, личное, Кино

Previous post Next post
Up