Видоизмененный углерод

Feb 04, 2018 13:01



"А вы верующий?" (с) Altered Carbon

Отсмотрел ожидаемую 10-серийную экранизацию романа Ричарда Моргана "Видоизмененный углерод".
Саму книгу не читал, но проект заинтересовал еще на этапе первых трейлеров.

image Click to view



По сути, это чистой воды неонуарный киберпанк-детектив про расследование убийства в мире XXIV века, где человечество достигло цифрового бессмертия и состоятельные люди могут неограниченно менять тела, которые называют "оболочками". Разум в специальных "архивах" продолжает кочевать из тела в тело, неограниченно продлевая жизнь хозяев жизни.

Естественно, это удовольствие не для всех. Кто-то вынужден довольствоваться "социальными телами" (например, семилетняя девочка в теле дамы за 50), а кто-то не может позволить даже этого, продолжая жить в мире окончательной смерти. Само собой, достижение технологического прогресса в биотехнологиях и цифровом хранении личности, отнюдь не сделали жизнь райской. Скорее наоборот - действия происходят на планетах входящих в Протекторат (межзвездную империю состоящую из различных планетарных систем), который возвысился именно за счет возможности эксплуатировать технологии вечной жизни для избранных.



Главный герой Такеши Ковач, еще на заре внедрения технологии цифрового бессмертия, служил в правительственной штурмовой пехоте, выполняя грязную работу. По ряду причин он предает "своих" и уходит в бега, присоединяясь к группе повстанцев, которых правительство называет террористами. Но борьба к успеху не приводит (по ходу фильма разъяснят, почему) и движение повстанцев терпит поражение, а герой остается один. Его ловят, уничтожают его тело, а цифровой носитель с личностью помещают в хранилище с пожизненным сроком заключения. Проходит 250 лет. Протекторат давно победил, а технологии бессмертия восторжествовали. Героя пробуждают для выполнения частного заказа.



Один из богатейших людей Земли покупает для героя новое тело (со своей отдельной историей), дабы тот расследовал весьма интересное дело. Героя выпускают из цифровой тюрьмы и он попадает в колоссальную башню пронзающую облака, где на вершине сидит человек, который считает себя богом, причем богом добрым. Он даже готов периодически умирать в одном из своих многочисленных тел, раздавая жертвам чумы гуманитарную помощь прямо в руки. Предлагая безбедную жизнь, амнистию за совершенные преступления и возможность сменить тело по своему вкусу, Ковачу предлагают расследовать убийство владельца башни, которого нашли с простреленной головой, а его клонированное тело не помнило событий 48 часов предшествующих убийству, так как убийство было совершено до начала планового бэкапа личности. С этого и начинается очень запутанный сюжет, в котором несколько линий в конечном итоге сойдутся в одной точке, дав более менее логичные ответы на большинство вопросов, хотя в ряде случаев ответы были достаточно банальны. Вместе с тем, трагедия Ковача служит иллюстрацией тезиса - жизнь есть страдание.



Сюжет крутится вокруг проблематики трансгуманизма, бессмертия и социального неравенства, с периодическим антиутопическим надрывом. Дегенеративная элита упивающаяся своим превосходством, постепенно превращается в иную расу, возводя социальный расизм на генетический уровень. Слуги системы, которые либо теряют человеческий облик, либо же живут по принципу "я маленький человек и ничего не могу изменить". Разложившийся люмпен-пролетариат в виде кормовой базы системы.  Повсеместно внедрены биотехнологии и клонирование, развиты самообучающиеся ИИ, киберпротезирование, системы дополненной и виртуальной реальности.

Попадая в этот мрачный и отталкивающий мир, Ковач чувствует себя здесь инородным телом, постоянно борясь с порывами отгородиться от "дивного нового мира", в том числе и путем суицида. По ходу своего продвижения по сюжету, он постигает степень гниения этого мира, который за блестящим фасадом неоновых вывесок и титанических башен, скрывает упадок человечества и человечности. В этом один из главных посылов фильма - бессмертие развращает и люди теряют свою человечность в попытках возвысится до уровня живых богов, фактически основывая собственную религию в противовес местному движению неокатоликов, которые выступают против нарушения "божественной природы", в частности, против права правительства оживлять жертв преступлений, чтобы они могли указать на своих убийц.



Атмосферно это чистый киберпанк, с массой отсылок на "Бегущего по лезвию", "Призрака в доспехах" и другую классику жанра, разве что снят более бюджетно, что иногда бросается в глаза - на этот бы сюжет натянуть визуальный ряд "Бегущего по лезвию 2049", цены бы фильму не было. Но и так достаточно смотрибельная картинка, которая выезжает на неплохом арт-дизайне. ИИ-отель под управлением искусственного интеллекта, башня Банкфорда, клиника цифрового дознания и т.д. - все это очень органично работает над созданием классической атмосферы, где в темном городе, где почти всегда идет дождь, по улицам бредет усталый детектив в длинном плаще, идя от улики к улике, пока над ним пролетают летающие машины, а в соседней забегаловке китаец готовит лапшу.. В общем, если вы любите жанр киберпанка за атмосферу, то "Видоизмененный углерод" пропускать никак не следует.  При этом, возможно скажу крамолу, но с точки зрения сюжета и смыслового наполнения, "Видоизмененный углерод" выглядит более интересным, нежели последний "Бегущий по лезвию", где схожие мотивы были обыграны куда как менее внятно и как-то меланхолично. Скорее всего это связано с тем, что у сериала был достаточно качественный литературный первоисточник. Некоторые моменты из цикла "Вот это поворот" весьма понравились. Особенно момент, когда становится понятен аллегорический смысл прочтения страшной сказки про Лоскутного человека, которую главный герой читал в детстве.



Экшн в фильме есть (причем в ряде сцен очень даже годный - особенно в лифте и комнате хранения "оболочек"), но фильм больше не про драки и стрельбу, а про расследование и сюжет. В конце, как в классическом детективе Агаты Кристи, главный герой соберет основных действующих лиц в одной комнате и объяснит им (а также зрителям, кто еще не понял), кто, зачем и почему прострелил голову претенденту на божественный статус и что скрывается за фасадом совершенных тел, рассматривающих умирающих окончательной смертью людей как нечто несущественное.
Спецэффекты находятся где-то посредине между обычными сериалами и дорогими киношными блокбастерами. Но и без этого фильм был явно не из дешевых, некоторые спецэффекты были весьма затейливыми, да и задники более-менее приличные.



Актеры в основной массе справились хорошо, причем каких-то ярких звезд тут нет, что не помешало раскрыть целый ряд ярких образов, начиная с самого Ковача и заканчивая антагонистами.
Стоит отметить, что авторы не пошли на компромиссы, поэтому натурализма в сценах было достаточно много и это точно не для детей.
Есть и юмор, вроде эпизода с нелегальным оживлением бабушки на праздник, которую записывают в тело бородатого уголовника, которого фактически крадут из участка "пользоваться в личных целях".



В общем, при определенных недостатках связанных с сериальным форматом и недостаточным бюджетом, получилось более чем интересно - достоинства "Видоизмененного углерода" явно перевешивают недостатки. Даже возникла мысль купить и прочитать литературный первоисточник. Уж больно занимательная история.
Так как Морган написал три книги на эту тему, есть вероятность, что будет продолжение, в случае успеха первого сезона.

Если любите научную фантастику и киберпанк, строго рекомендую к просмотру.

Видоизмененный углерод, киберпанк, кино, сериалы, фантастика

Previous post Next post
Up