Самый длинный день в году

Jun 06, 2011 12:03




Сегодня очередная годовщина высадки союзных войск в Нормандии. Так как дата явно не юбилейная, то отмечу лишь пару-тройку основных тезисов по этому поводу.

1. На Западе довольно четко прослеживается тенденция позиционирования операции "Оверлорд" как главного поворотного пункта во Второй мировой войне. Общий посыл предельно прост - "если до 6 июня 1944 года еще и были какие-то вопросы по исходу войны, то после высадки они отпали". Эта позиция обосновывается не только на базе исторической и мемуарной литературы (начиная с "Крестового похода в Европу" за авторством Эйзенхауэра), но и систематически подпитывается масс.культурой через книги, телевидение, игровую индустрию. В свое время серьезный скачок в закреплении этого мифа в массовом сознании сыграл фильм "Спасти рядового Райана", после которого интерес к теме на Западе значительно вырос.



2. Тем не менее, если объективно подходить к изучению хода боевых действий, то можно заключить следующее:
а) К лету 1944 года исход войны уже был давно предрешен и речь шла лишь о тех сроках, в которые Третьему Рейху будет нанесено поражение.
б) Имея к лету 1944 года большую часть сил на Восточном Фронте, Германия была все меньше способна сдерживать Красную Армию - Белорусская наступательная операция, начавшаяся вскоре после десантирования союзников в Нормандии это прекрасно показала. РККА образца лета 1944 года практически по всем параметрам превосходила вермахт. Красная Армия имела больше людей, больше техники, лучше управлялась и была лучше организована. В таких условиях, вопрос победы заключался лишь в тех сроках, за которые РККА перемолола бы все то, что немцы смогли бы выставить в процессе латания очередных дыр на Восточном фронте.
Если еще в 1942 году наступление на Сталинград и Кавказ с какой-то точки зрения можно оправдать теми или иными стратегическими или оперативными целями, то уже в 1943 и 1944 годах, можно отчетливо наблюдать, как война сводилась Германией к максимальному ее затягиванию всеми средствами. Причем эти настроения и устремления начали превалировать задолго до того, как первый американский солдат высадился на пляже.
в) Разумеется не стоит принижать достоинства вермахта образца 1944 года. Он был еще достаточно силен, дабы оказывать упорное сопротивление и наносить нам и союзникам ощутимые потери. Несмотря на значительные потери и размывание кадровых частей, несмотря на неблагоприятное соотношение сил, немцы в тех случаях, когда это было возможно вгрызались в захваченные территории и если позволяла обстановка, даже осмеливались на контр-удары в духе "лучшего времени".
Союзники на своей шкуре попробовали этого в Нормандии, где мучительно долго выковыривали действовавшие в неблагоприятных условиях немецкие части и сполна смогли попробовать вермахт на прочность при попытках захватит Кан.
г) В этом плане нельзя говорить, что для союзников война во Франции была легкой прогулкой. При высадке и в последующих боях союзники понесли ощутимые потери, пробуксовка под Каном в значительной степени сорвала сроки операции. В плане затягивания войны с ней можно сравнить неудачу союзников при проведении операции "Маркет Гарден". Союзникам противостояли видные полководцы Рейха - Рундштедт, Клюге и Роммель (последний правда быстро выпал из обоймы), несмотря на общий недостаток сил, костяк сопротивления на Западе составляли вполне боеспособные танковые и эсэсовские дивизии, которые со всей очевидностью указывали на недостатки союзных танковых войск, несших значительные потери.
д) Разумеется, в конечном итоге превосходство союзников не могло не сказаться и он сказалось жирной точкой Фалезского котла. Но для союзников путь к Фалезу оказался мучительно долгим. В мемуарной литературе союзных генералов четко прослеживается легкое чувство досады за все ошибки и пробуксовки последовавшие за 6 июня 1944 года, ведь эти ошибки и пробуксовки приводили к срыву основной цели операции "Оверлорд" - блокированию продвижения СССР в Европе. Логика будущей Холодной Войны уже начинала влиять на решения Запада. В оперативном отношении "Оверлорд" можно считать закончившимся вместе с капитуляцией остатков немецких войск под Фалезом, но в геополитическом - "Оверлорд" был лишь первым этапом большой гонки, главным призом в которой был Берлин и капитуляция Третьего Рейха. В этой связи, последующий отказ от попыток взять Берлин стремительным прорывом в глубь Германии или посредством авиадесанта, был признанием того факта, что Красная Армия лучше распорядилась имевшимся временем, переломолов за тот же период, куда как более крупные силы вермахта. 
e) Рассматривая события 1944-1945 годов через призму большой гонки за дележ Европы, сразу видно несостоятельность тезиса о том, что война решилась в июне 1944 года. К лету 1944 года конечное поражение было очевидно для всех ключевых фигур Второй мировой войны, включая военное руководство Германии (возможно за исключением самого Гитлера). Сопротивление Германии было досадной помехой прежде всего для Запада, так как своим сопротивлением немцы давали время СССР приблизиться к главным призам войны - Берлину и статусу сверхдержавы, который СССР автоматически приобрел водрузив свое знамя в поверженной столице Германии. Собственно, высадка в Нормандии, была одной из попыток помешать нам занять законное место по итогам войны. Но данное желание оправдалось лишь отчасти и уже в Ялте Черчиллю и Рузвельту пришлось общаться со Сталиным,  который действовал с позиции силы, зная, что как минимум часть Европы от него уже не уйдет. И союзники это хорошо понимали, так как темпы потерянные в Нормандии, Голландии и в Арденнах отыграть уже было нельзя. И конечный отказ от авантюры с Берлином поставил крест на основной геополитической цели "Оверлорда". Что впрочем не отменяет героизма простых солдат и офицеров союзных войск,  преодолевавших отнюдь не игрушечное сопротивление немецких войск. Для них эти бои были отнюдь не геополитическими играми в которых решалась судьба мира и за свои победы они платили кровью и потом.
В этой связи я не вижу смысла принижать боевой вклад союзных войск в перемалывании пускай и много меньшего количества немецких войск, чем это было сделано нами на Восточном фронте. Любая разгромленная дивизия вермахта или СС, это отсутствие необходимости для Красной Армии тратить человеческие жизни для перемалывания ее нашими силами. Разумеется, Красная Армия 1944 года могла перемолоть и их,  но сколько усилий и крови пришлось бы для этого приложить.



3. В заключении, стоит отметить, что я вполне могу понять внимание к "Оверлорду" на Западе, ведь помимо пропагандистского момента, союзники действительно провели крупную стратегическую наступательную операцию, в ходе которой и в рамках развития успеха которой были в конечном итоге разгромлены значительные силы немецкой армии. При всех проблемах вермахта 1944 года, он являлся серьезным противником и победы нам ним в ходе целой череды удачных и не очень наступательных операций вполне себе заслуженно воспеваются западными историками. С  другой стороны, значение этих побед излишне преувеличивается, что как уже было указано выше исходит из мифа о том, что к лету 1944 года исход войны был неясен. Данный миф нужен для придания дополнительной несуществующей значимости победам союзников, так как очевидно,  что значимость побед одержанных тогда, когда исход войны действительно был неясен на порядок выше, нежели тех побед, которые относились к стадии добивания Третьего Рейха. Советская историография этот момент прекрасно понимала и не случайно выделяла победы именно 1941-1943 года, используя говорящий термин "переломный". Москва,  Сталинград и отчасти Курск действительно переламывали ход войны определяя ее конечный исход. Об операции "Оверлорд" при всем к ней уважении такого сказать нельзя. На мой взгляд по своему значению для исхода войны, она уступает разгрому японского флота в сражении за атолл Мидуэй и поражению Африканского корпуса под Эль-Аламейном в цепи сражений лета-осени 1942 года. Обе эти союзные победы одержанные в 1942 году переламывали неблагоприятные для Запада тенденции и выводили его на четкую колею, на которой помимо "Оверлорда" было много разных операций. В этом плане примечательно, что со временем, пропагандистская шумиха вокруг "Оверлорда" начала вытеснять даже миф об Эль-Аламейне,  как сражения равнозначного Сталинградской битве.

Поэтому в очередную годовщину высадки в Нормандии, можно смело поздравить ветеранов союзных войск, которые честно выполняли свой долг и оказывали нам посильную помощь. В отношении пропагандистских смыслов окружающих "Оверлорд" уже сказано выше - о них надо помнить, дабы не позволять манипуляторам исказить реальную картину Второй мировой войны.

На закуску немного фотографий с места событий (по материала сайта waralbum.ru/category/war/west/invasion_of_normandy/page/2/).



Командующий немецкой группой армий «В» генерал-фельдмаршал Эрвин Роммель инспектирует укрепления Атлантического вала близ французского города Сангат (Sangatte) у мыса Белый Нос (Cap Blanc Nez) на побережье пролива Па-де-Кале. Видны наклонно вкопанные бревна, предназначенные для повреждения днищ десантных транспортов в случае высадки десанта во время прилива.



Немецкие парашютисты из 6-го парашютно-десантного полка на развалинах города Сен Мер Элиз (Sainte Mere Eglise) в Нормандии.



Медики американской 4-й пехотной дивизии оказывают помощь раненым на пляже Юта.



Американские солдаты у захваченного немецкого бункера на пляже Омаха.



Немецкие военнопленные, сдавшиеся при высадке американцев в Нормандии, несут своих раненых в американский полевой госпиталь. Справа вверху грузовик-амфибия Dukwi. Пляж Сен-Лоран-сюр-Мер.


Британский премьер-министр Уистон Черчилль на борту эсминца «Келвин» (HMS Kelvin) направляется к побережью Нормандии.
Сначала Черчилль намеревался высадиться в Нормандии вместе с союзными войсками в день открытия второго фронта 6 июня 1944 года. Он сообщил командующему силами союзников Дуайту Эйзенхауэру, что собирается наблюдать за высадкой с корабля у берегов Нормандии. На все возражения Эйзенхауэра премьер ответил, что может назначить себя членом команды корабля и генерал его не остановит. Черчилля удалось отговорить от столь опасного шага лишь благодаря вмешательству короля Георга VI: король сказал, что если премьер-министр считает необходимым направиться к месту событий, то и он, король, тоже полагает, что его долг - принять участие в войне и встать во главе своих войск. Тем не менее, своего британский премьер все-таки добился. 12 июня, на шестой день после так называемого «дня Д», Черчилль пересек Ла-Манш на эсминце «Келвин» и высадился на побережье Нормандии в местечке Курсель-сюр-Мер в 11 часов дня. Время съемки: 12.06.1944



Танки PzKpfw V «Пантера» 130-го полка танковой учебной дивизии вермахта в Нормандии. На переднем плане - дульный тормоз орудия одной из «Пантер». Время съемки: июнь 1944


Американцы на захваченном мысе Пуэнт дю Хок в Нормандии. На заднем плане видны конвоируемые немецкие военнопленные. Пуэнт дю Хок - мыс, находящийся в 6 км к западу от пляжа Омаха. На нем находились 6 155-мм орудий, которые были главной целью американцев. В отличие от других мест, где высаживались союзники, здесь вплотную к морю подходила 30-метровая крутая скала. Штурмовал мыс Пуэнт дю Хок 2-й батальон рэйнджеров. К 7 июня, когда бой закончился, из 225 рэйнджеров батальона в строю осталось 90 человек. Время съемки: 08.06.1944



Солдаты 352-й пехотной дивизии вермахта, оборонявшей пляж «Омаха» в Нормандии тренируются незадолго до «Дня Д» - высадки войск союзников в Нормандии 6 июня 1944 года. На переднем плане пулеметчик с ручным пулеметом MG-42. Время съемки: май-июнь 1944



Молодой немецкий солдат сдается американцам. Нормандия, Франция. Время съемки: 1944



Медсестра из 13-го полевого госпиталя, размещавшегося у городка Сен-Лоран-сюр-Мэр (Saint Laurent sur Mer) в районе зоны высадки Омаха-Бич. Время съемки: 15.06.1944 Место съемки: Нормандия, Франция



Башня немецкого танка PzKpfw IV в качестве огневой точки. Побережье «Омаха», Нормандия. Время съемки: 1944



Немецкие солдаты бегут, испугавшись низколетящего самолета союзников. Самолет производил аэрофотосъемку немецких укреплений в зоне высадки. Побережье Франции, 5 июня 1944 г. Время съемки: 05.06.1944 Место съемки: Нормандия, Франция



Сдача в плен немецких солдат. Нормандия. Время съемки: июнь 1944



Панорамный вид на пляж Омаха. Войска союзников выгружают технику и грузы на захваченный и уже «обустроенный» плацдарм. Высаживается американская 2-я бронетанковая дивизия - первая танковая дивизия, высаженная в Нормандии. Время съемки: 9-10.06.1944



Канадцы осматривают трофеи, добытые во время высадки в Нормандии. Правее с задранным стволом - трофейная советская 76-мм пушка образца 1939 года УСВ (немцы эти захваченные орудия приняли на вооружение как 7,62 cm F.K.297(r). За ней в центре - также трофейная советская 122-мм гаубица обр. 1938 г. М-30, за ней - еще одна УСВ. Левее не переднем плане - немецкая противотанковая 75-мм пушка PaK 40. Время съемки: 1944



Канадские военнослужащие рассматривают немецкий макет обороны побережья "Юнона" («Juno»). Время съемки: 06.06.1944



Погибшие десантники из 325-го планерно-пехотного полка (82-я воздушно-десантная дивизия) рядом с разбившимся при посадке вечером 6 июля 1944 года планером «Horsa» английского производства. Время съемки: 06.06.1944



Винтовки, скрещенные на песке - знак уважения солдату, погибшему при высадке, от его выживших товарищей. Время съемки: июнь 1944 Место съемки: Нормандия

высадка в Нормандии, 1944, союзники, вторая мировая война, операция Оверлорд

Previous post Next post
Up