Бегущий по лезвию 2049. Кино в поисках души

Oct 07, 2017 16:57



Не буду долго распинаться на тему значения оригинального "Бегущего по лезвию" для кино-фантастики в целом и для жанра киберпанка в частности. Фильм является очевидной классикой, которая уже десятилетия вдохновляет авторов книг, фильмов, игр, графических работ, причем что удивительно, выросла сия нетленка из не самого популярного произведение Филипа К. Дика, превзойдя оригинал и став самостоятельным творением. И вот спустя много-много лет, выходит прямое продолжение истории про детектива Декарда. Не ремейк, ни спин-офф, а именно что прямое продолжение оригинального "Бегущего по лезвию". Для нашего времени, ремейки классических фильмов стали уже привычным делом, отражая затянувшийся идейный кризис современного массового кинематографа, который с упорством достойным лучшего применения, продолжает предлагать ностальгический продукт паразитирующий на старой кино-классике.




В случае с "Бегущим", получилось вот что - режиссер Вильнев получил возможность снять прямое продолжение культового фильма, который в свое время провалился в прокате, но спустя годы вошел в число лучших научно-фантастических фильмов XX века. На сей раз у фильма был огромный бюджет, законченный сюжет оригинала, каноничные аудиовизуальные образы и скромные посылы оригинального литературного первоисточника. Что сделал Вильнев? Он по максимуму вложился в аудиовизуальный ряд, предложив по сути тоже, что предлагал оригинальный "Бегущий по лезвию", только в разы больше. Еще больше неона, еще больше нуара, еще больше медленных растянутых кадров и глядений в мрачную пустоту цифрового постапокалипсиса. И все это под давящую музыку Циммера, которая лишь подчеркивает безысходность этого мира. С точки зрения стилистики киберпанка, тут особо не к чему подкопаться - обязательную программу Вильнев и Ко выполнили на ура. Оригинальная атмосфера достаточно добротно и качественно воспроизведена.

Проблемы фильма кроются в сюжете, который оказался достаточно незамысловатым.

Далее, сюжетный спойлер.

[Spoiler (click to open)]


Есть номерной "бегущий", который традиционно "отправляет в отставку" предыдущие модели лазяя по различным помойкам и пустошам, где можно встретить ангары с надписью "Целина" (здесь должна быть шутка про Леонида Ильича).
Есть злодейский глава злодейской корпорации (вместо оторванного от людей технократа Тайрела, играющего в шахматы с сотрудниками, здесь у нас шаблонный психопат с комплексом бога), который штампует репликантов, которые всем хороши, но не умеют рожать.
Главный герой и главный злодей узнают о том, что одна женщина-репликант родила ребенка (почти сразу понятно, кто это - хотя если вы не смотрели оригинал, то это может быть не очевидно).
Все ищут ребенка этой женщины, в процессе узнавая, что главный герой с ней связан. Распрашивая престарелого Декарда, главный герой узнает очевидное еще с первой трети фильма.
Когда правда всплывает, герой начинает рефликсировать на тему - репликант я или человек и не избранный ли я? В этом ему помогает искусственный интелект в виде голограммы.
Злодеи начинают охоту, зачем-то убивая полицейских, как будто у злодеев нет более нормальных способов добиться желаемого. Но видимо без этого для зрителей совсем было бы непонятно, а кто тут злодей. Если бы не Лав, то зло в фильме получилось совсем уж обезличенным и абстрактным.



Тут случается единственный "вот это поворот" в фильме, когда молодому "бегущему" объясняют, что ты вообще левый чувак и часть нашего ХПП, а "мессия" который освободит репликантов у нас совсем другой и репликанты готовят восстание против тирании сволочей людей. С учетом того, что героев людей в фильме катастрофически мало, то сам конфликт между людьми и репликантами дан ну очень общими и грубыми мазками. Почему надо сочувствовать одной из сторон конфликта - неясно.
Главный герой по этому поводу всплакнул, порефлексировал на голую голограмму размером с небоскреб, спас напоследок Декарда и умер. Конец.

Какое будущее ждет "мессию" и есть ли это будущее вообще, фильм умалчивает. Готовящееся восстание репликантов выглядит скорее как повод дать герою хоть какую-то мотивацию для финальной драки на кулачках. Сюжетная линия главы злодейской корпорации так и вовсе заканчивается ничем. Он просто ушел в одной из сцен из кадра с фразой в духе поручика Дуба "Я вам покажу, вы меня еще не знаете, но вы меня еще узнаете" и больше не появился.



В общем, для большого хронометража с сюжетными наполнением тут не очень густо. При желании, можно углубиться в очередные религиозные подтексты (наличие Ридли Скотта в титрах как бы намекает), где Уоллес в своем пирамиде аки фараон играет в бога и штампует "ангелов" без души (убивающих людей без каких-то сожалений с аллюзией на идею бога, которому в общем то плевать на свои творения и то, чего они там творят), но поскольку его "ангелы" не могут себя воспроизводить, Уоллес - фальшивый бог, а настоящий "мессия", это дитя от половой связи человека и репликанта, секретом чего и хочет завладеть завистливое "божество". Но к чему в итоге все приходит? Уоллес как сидел в начале фильма в своем комнате с водой, так и сидит. "Мессия" как сидела в своей стерильной камере, так и сидит. Никакого развития этой "религиозной составляющей" не происходит. Все остается максимльно статичным. Религиозные подтексты просто ради религиозных подтекстов, дело весьма сомнительное, что хорошо было видно в недавнем "Чужом" Ридли Скотта, где все тайны местной вселенной свели к банальщине про спятившего андроида с комплексом бога. В данном случае, рассуждения о том, что есть человек, душа и жизнь, свели к достаточно банальным вещам и вторичным религиозным аллюзиям, которые вы могли уже не раз видеть в фильмах на тему проблем искусственного интеллекта и искусственной жизни.



По сути, зритель вместе с главным героем должен узнать его предысторию, полюбоваться/ужаснуться образами мира 2049 года, посмотреть драку с подручным злодея и порадоваться за Декарда, который выжил. По сути, мир никак не изменился - умер главный герой, папа встретился с дочкой.
Единственное оправдание всего происходящего - это жанровая принадлежность. Раз у нас тут киберпанк и тотальная безысходность, то вполне логично, что нет никакого развития - сколько как рыба о лед не бейся, основы этого мрачного мира останутся незыблемыми. Кто-то всегда будет сидеть в пирамиде и играть в бога, а кто-то будет бомжевать по местным свалкам и трущобам. Полиция это просто механизм из бессмысленных шестеренок существующих в виде сферического коня в вакууме. Обрывки идей о справедливом устройстве общества и борьбы против рабства репликантов, тонут в мрачной технологоческой какофонии образов и звуков. И если посмотреть на это как на судороги умирающего мира, то часть претензий вполне можно снять, хотя в этом случае сам смысл создания фильма теряется - про то. что в киберпанке все мрачно, нуарно и безысходно, мы знали и без этого фильма. Так что главная проблема фильма - его идейная пустота или недосказанность.




С технической же точки зрения фильм великолепный. Мрачно-притягательная картинка, которая подавляет человека и все живое что ненадолго появляется в кадре, фактурные образы главных героев плавающих в этом визуальном пиршестве для глаз, рваная электронная музыка перерастающая в технологические завывания, мастерская операторская работа, которая выхватывает необычные образы даже в достаточно банальных сценах. На фоне "Бегущего по лезвию 2049", недавний "Призрак в доспехах" также выступавший в жанре киберпанка, выглядит совсем уж никаким в плане визуала, да и в целом, это пожалуй один из самых зрелищных фильмов последних лет, причем тут зрелищность статично-образная, без особого экшена, которого в фильме практически нет.



Помимо образов и звука, фильм тянут актеры, которые играют в целом хорошо, хотя порой им особого и нечего играть. Тем не менее, главный герой, старина Форд, виртуальный интеллект, Лав и даже Мадам, вполне себе отрабатывают свой хлеб, иначе фильм совсем уж рисковал свалится в тягомотину. Но это тот случай, когда хорошая актерская игра может частично сгладить сценарные шероховатости.

В итоге, получилось достаточно неплохое научно-фантастическое кино с красивым визуалом и вторичным идейным содержанием, которому суждено остаться в тени великого первоисточника. Фильм 2017 года нельзя назвать плохим фильмом, просто ему кроме более технологичных образов, которые безусловно порадуют любителей фантастики и киберпанка, особо нечего предложить. Станет ли продолжение такой же классикой как оригинальный "Бегущий по лезвию"? Сильно сомневаюсь.
Как и "ангелы" Уоллеса, фильм искренне пытался найти свою душу, но в этих поисках он постоянно натыкался на технологическую пустоту совершенного, но искусственного изделия с порядковым номером 2049, выглядящего также хорошо, как изделие 1982.

киберпанк, кино, Бегущий по лезвию, Ридли Скотт, фантастика

Previous post Next post
Up