Коротко по Сирии.
1. В зонах деэскалации, где действует американо-российская сделка в целом сохраняется режим относительного перемирия и можно говорить, что сделка, которую заключили Трамп и Путин в Гамбурге работает. Прекращение активных боевых действий в Дераа это достаточно наглядно демонстрирует, что с одной стороны уже позволило Дамаску перебросить часть сил отсюда на более важные направления. а с другой стороны обострила внутренние противоречия между боевиками в провинции Дераа, а также активизировало конфликт с местным анклавом халифатчиков. Россия сполна извлекает выгоду из такого положения вещей, помогая САА проводить успешные наступательные операции в центральной Сирии, что достаточно наглядно отражено в значительном кол-ве освобожденной территории. Выгоды США менее существенны, так как SDF откровенно завязли в боях за городские кварталы Ракки, которые проходят столь же натужно и кроваво, как и штурм Мосула, разве что курды стараются действовать более осторожно, нежели иракская армия.
Стоит отметить, что Россия попыталась затащить курдов на переговоры в Астану, но встретила сопротивление со стороны Турции. Эрдоган очевидно не готов договариваться с курдами, поэтому подвижек в политическом будущем курдов пока нет. Возможно, после завершения штурма Ракки осенью-зимой этого года, стороны все-же смогут договориться. Компромисс потребует уступок и от курдов и от Асада.
США, занимаясь Раккой, не забывают и про другие направления, накапливая силы в районе Аль-Шаддади и готовясь занять часть провинции Дейр-эз-Зор к северу от Евфрата. Скорее всего развитие американских операций в этом направлении мы увидим во второй половине августа или даже в сентябре. Пользуясь тем, что Ат-Танф потерял свое значение для США, а часть боевиков фактически вышли из американского подчинения, САА смогли зачистить часть сирийско-иорданской границы, вынудив боевиков либо отсупать вдоль границы к Ат-Танфу, либо же бежать в Иорданию.
2. Наступление "Ан-Нусры" в Северной Хаме не имело существенных последствий и стратегическая обстановка там осталась неизменной. Конфликт внутри Идлиба продолжается. Наиболее громким случаем стал расстрел "белых касок" неизвестными "борцами за свободу". Тут можно лишь пожелать сторонам успеха во взаимоистреблении. "Ан-Нусра" сейчас явно доминирует в Идлибе, но неспособность проявить активность и отсутствие будущего в послевоенной Сирии, будет неизбежно толкать их к нападениям на конкурирующие группировки в Идлибе и к новым нападениям на САА к западу от Алеппо и к северу от Хамы. Рано или поздно "Ан-Нусру" придется зачищать, но этот вопрос сейчас очевидно отложен на потом.
3. В Восточной Гуте сохраняется своеобразный дуализм ситуации, когда часть анклава заключила перемирие и ее никто не трогает, а САА пытается жестко зачистить район Джобар. Дается это трудно, так как войскам (включая переброшенные из под Дераа части 4-й танковой дивизии) с трудом удается продвигаться через разрушенные жилые кварталы. Наступление поддерживается концентрированным огнем артиллерии и авиации, но успехи пока что носят тактический характер. Желание очистить Джобар понятно, но стоит напомнить, такие попытки предпринимались еще осенью 2015 года с весьма сомнительным результатом. Так что это далеко не первая попытка со стороны САА. Если получится, это конечно будет большим успехом (тем более, что в этот раз некоторые тактические предпосылки и продвижение есть), хотя с другой стороны войска, которые брошены на зачистку Джобара, могли бы быть более эффективно использованы при развитии операций в центральной Сирии, где именно нехватка войск и техники несколько тормозит развитие операций САА против Халифата в силу того, что протяженность условного фронта значительно превосходит используемые здесь силы. С анклавом на границе Сирии и Ливана дела развиваются более успешно. Соглашения между "Хэзбаллой" и "Ан-Нусрой" выполняются и боевиков последовательно перевозят в Идлиб. Завершение операций в этом районе позволит высвободить дополнительные силы "Хэзбаллы" для операций в других районах. В данном случае можно говорить о том, что стратегия ликвидации анклавов начатая летом 2016 года продолжает себя успешно показывать.
4. Операции в центральной Сирии продолжаются достаточно успешно. Сегодня отчитались, что зачистка Сухны наконец завершена (хотя насчет завершения разминирования это еще вопрос), плюс еще остались вопросы с зачисткой сопротивления Халифата в прилегающих к Сухне районах. По всей видимости тут потребуется еще несколько дней на расширение сферы контроля вокруг Сухны и подготовку к продвижению на север или на восток. В последних боях САА понесла определенные потери, как под Сухной, так и в других районах Восточного Хомса, где отряды Халифата предпринимали ряд достаточно удачных набегов, которые впрочем не сильно изменили безрадостного стратегического положения "черных". САА, постепенно лишаясь возможности подвергать серьезной угрозе ключевые коммуникации САА.
К северу от Сухны в провинции Ракка, САА расширяет зону контроля в юго-восточных районах провинции Ракка (в том числе и путем заброса вертолетного десанта в тыл боевиков, что ускорило продвижение САА) и ведет наступление с целью обхода Маадана, пытаясь либо окружить боевиков, которые туда отошли из окрестных поселков, либо же вынудить их отступать вдоль Евфрата к Дейр-эз-Зору. Согласно заявлениям из МО РФ, вопрос деблокады Дейр-эз-Зора выходит на повестку дня и скорее всего уже в ближайшие 1-2 месяца мы увидим реализацию операций связанных с непосредственных продвижением к Дейр-эз-Зору. Сам анклав отбил очередную серию атак Халифата, но его положение по-прежнему достаточно сложное - основная территория анклава как и ранее отсечена от авиабазы. Тем не менее, даже в такой выгодной ситуации, боевики не могут добиться прогресса. Скоро им уже будет не до штурмов 137-й базы и аэродрома.
5. Наступление в Восточной Хаме идет так себе. Боевики несмотря на серьезное давление САА пока удерживают фронт и их оборона здесь носит организованный характер. Также упорное сопротивление боевики оказывают к северу от трассы Тияс-Пальмира, пытаясь не допустить продвижения сирийских войск на север, что может создать угрозу окружения боевиков в случае соединения сирийских войск к востоку от Акербата. К востоку от трассы ключевое значение имеет занятие Хувайсиса, опираясь на который боевики ведут сдерживающие действия в района Джазала и в направлении ключевой коммуникации по которой снабжается группировка действующая в районе Сухны.
У САА по-прежнему есть стратегический выбор - либо сразу идти на Дейр-эз-Зор, либо напрячься и где-то все-таки рассечь на две части огромный выступ, который просто напрашивается на то, чтобы превратиться в огромный котел, в котором могут оказаться несколько тысяч боевиков Халифата, которые лишаться возможности получать подкрепления из Дейр-эз-Зора и Анбара.
В целом, несмотря на определенные потери (за неделю несколько танков и более 100 убитых и сложности на ряде направлений, позитивная тенденция выраженная в освобождении сирийской территории очевидно, отсюда и благожелательный настрой МО РФ, которое не упустило возможности похвастаться, что с помощью России Асад увеличил контролируемую территорию более чем в 2 раза и добился существенного перевеса в сирийской войне. Разумеется, расслабляться рано, так как впереди еще немало трудной и кровавой работы связанной с освобождением сирийской территории от Халифата и "Ан-Нусры", переговоры с "умеренными" и их спонсорами, купирование планов США по расчленению Сирии и что главное, решение курдского вопроса. Война еще далеко от завершения, но уже сейчас видны контуры ключевых задач, решение которых позволит говорить о завершении сирийской войны. Произойдет ли это в 2018-м году или позднее, будет зависеть в первую очередь от успехов сирийских военных и их российских и иранских союзников. То, что мы видим сейчас, это последовательный сбор урожая, посаженного в 2015-2016 годах. Он проходит не без проблем, но общая тенденция вполне благоприятная и обещает дальнейшие территориальные приобретения.