Американская пресса с ссылкой на источники администрации Белого Дома сообщает, что руководство ЦРУ получило указание свернуть часть операций по тайной поддержке оружием "некоторых повстанческих группировок", которые сражались с режимом Асада. После совещания 7 июля при участии советника по национальной безопасности генерала Герберта Макмастера и директора ЦРУ Майка Помпео, было решено приостановить оружейные поставки для того, чтобы "улучшить отношения с Россией", которая преуспела в сохранении у власти режима Асада.
Решение было принято еще до встречи Трампа и Путина в Гамбурге, что целенаправленно подчеркивают источники в оборонных кругах, указывая на старое указание Трампа разобраться с поставками оружия, которое попадает в руки террористических группировок. Тут мы видим уже традиционные попытки администрации Трампа уклониться от бесконечных обвинений со стороны внутриполитических оппонентов в "потакании Кремлю", отсюда и постоянные оговорки на тему того - это никак не связано с встречей с Путиным, с этой проблемой мы уже давно работаем без всякой связи с Россией. Само решение позиционируется как небольшая уступка, которая должна подать русским сигнал, что США готовы не только на словах способствовать частичной деэскалации отношений по сирийскому вопросу. Можно предположить, что если это решение было принято еще до переговоров в Гамбурге, то оно вполне могло использоваться Трампом как аргумент в переговорах с Путиным о новой сделке по Сирии.
Трамп и генерал Герберт Макмастер.
Стоит отметить, что не указывается, какие именно группировки будут лишены финансирования, так что это действительно не очень большая уступка, хотя американская пресса пишет именно об уступке. Стоит помнить, что:
1. Сворачивание поддержки определенных группировок началось еще при Обаме, когда всплыли факты крайне неэффективного расходования средств выделяемых на программу ЦРУ по поддержке некоторых террористических групп в Сирии, но по большому счету, даже осенью 2016 года всплывали факты попадания американского оружия в руки террористических группировок, что стало одним из символов "высокоморальной внешней политики" нобелевского лауреата премии Мира и "мессианского гегемонизма", который проповедовала Клинтон.
2. Также тенденция к перераспределению поставок оружия с "зеленых" на курдов, проявилась опять же при Обаме. В мае-июне 2016 года, когда Халифат проводил наступление по линии Азаз-Маре, некоторые группировки входившие в Сирийскую Свободную Армию заявляли, что поток оружия от американцев упал, так как у них изменились приоритеты и оружие пошло курдам из SDF/YPG. Примерно в этот период появились фотографии партий М-16. TOW и даже Двежелинов на вооружении курдов
Тогда же в Кобани зачастили американские дипломаты и генералы, которые начали создавать фундамент для смены стратегических приоритетов США в Сирии, но в целом, практически до самого конца президентского срока Обамы, США пытались усидеть на двух стульях. Подробнее про эту смену приориетов писал в прошлом году
http://colonelcassad.livejournal.com/2773641.htmlВо многом эта смена приоритетов и привела к усилению влияния Турции на многие группировки Северной Сирии, которые до 2016 года скорее ориентировались на США и программы ЦРУ по подготовке личного состава и вооружению с использованием основного канала проходившего через территорию Балканских стран и Турции
http://colonelcassad.livejournal.com/3519834.html. Так что прекращение поставок оружия клиентам Эрдогана, может являеться в числе прочего и следствием охлаждения отношений США и Турции после неудачной попытки государственного переворота в Турции и нежелания США идти навстречу пожеланиям Эрдогана относительно сирийских курдов и выдачи Гюлена.
Генерал Джозеф Вотел, командовавший JSOC и силами спецопераций Пентагона. Один из тех, кто стоял за практической перериориентацией оружейных поставок в Северной Сирии.
Ныне, командующий вооруженными силами США на Ближнем Востоке.
3. Скандалы и расследование попадания американского оружия в руки ИГИЛ и "Аль-Каиды", что в 2015-2016 году стало довольно очевидным, вынуждали США более разборчиво подходить к выбору получателей оружия, но при Обаме этот канал так полностью и не был закрыт. Администрация Трампа очевидно хочет дистанцироваться от программы, которая в ходе выборов в США активно использовалась для дискредитации Клинтон, в переписке которой обнаружились прямые указания на то, что США прекрасно знали, кому попадает оружие. Теперь же, издержки этой политики списывают на Обаму и Клинтон, а администрация Трампа получает возможность избавиться от "токсичной" программы, продавая эту очевидную и давно напрашивающуюся меру по улучшению собственного имиджа, как небольшую уступку России. В этом решении наглядно проявляется прагматичный подход Трампа к решению проблемных вопросов, где даже из такой "кучи дерьма", пытаются сконструировать предмет для торга и переговоров.
4. Само прекращение поставок оружия "некоторым группировкам", очевидно не прекратит поставок оружия в Сирию, просто теперь они станут более целенаправленными и разборчивыми. Наверняка продолжат получать оружие курды Рожавы, Новая Сирийская Армия, а также некоторые группировки ССА в Северной Сирии и Иордании, где основным критерием будет степень контроля над ними со стороны ЦРУ и их отношения с ИГИЛ и "Ан-Нусрой". Поддержка "токсичных" боевиков в этом отношении ляжет на другие страны, в первую очередь на Саудовскую Аравию, при этом США всегда могут от подобного дистанцироваться, мол, мы же закрыли эти программы и если что, это не мы. При этом Эр-Рияд может и далее закупать оружие в Чехии, Болгарии, Сербии и ряде других стран и через свои каналы, переправлять их радикальных джихадистским группировкам, тем более, что в отличие от США или Франции, Саудовская Аравия публично не отказывалась от цели свержения Асада.
Таким образом, США могут использовать стандартный прием "хороший полицейский - плохой полицейский", где роль "плохого полицейского" предназначена Саудовской Аравии.
5. Соответственно, возрастет зависимость ряда других группировок от поставок вооружений из Турции, Саудовской Аравии, Иордании, но впрочем США уже несколько месяцев как смирились с тем, что часть группировок в Сирии используется другими странами не только и не столько для того, чтобы свергнуть Асада, а для решения сугубо локальных ситуативных задач, как это происходит с деятельностью протурецких группировок (туркоманы, часть "Ахрар-аш-Шам", часть северных группировок ССА) или тех группировок, которые действуют на границе Сирии и Израиля. Полный список тех, с кем будет прекращено сотрудничество, вряд ли будет опубликован, так как США постараются сохранить за собой максимально развязанные руки в этом вопросе, чтобы не быть скованными каким-то окончательным списком.
6. С политической точки зрения, это решение вполне логично в рамках курса на закрытие проекта ИГИЛ, издержки от которого явно превысили гешефты. Военно-политическое руководство США вполне осознанно делает ставку на более вменяемых курдов, нежели на суннитских радикалов, которые так и не смогли решить задачу по уничтожению режима Асада. В какой-то мере. такая смена приоритетов, это тоже свидетельство того, что США отказались от попыток проводить старую политику любой ценой и прагматично меняют свою политику в Сирии на более приземленную и реалистичную, учитывающую те стратегические изменения в балансе сирийской войны, которых добились Россия и Иран за прошедшие 2 года.
7. На слово американцам доверять конечно не следует - тут надо на практике смотреть, как они будут видоизменять свои программы по поставкам оружия в Сирии и свою практическую политику в отношению официального Дамаска. От того, насколько их слова не разойдутся с делами, будут зависеть долгосрочные перспективы выполнения американо-российской сделки №3. На данный момент, небольшая уступка США в этом вопросе (если она на деле окажется таковой), действительно является сигналом того, что администрация Трампа пытается несколько снизить напряженность в отношениях с Россией в Сирии. Насколько это все серьезно, будет понятно из дальнейшего развития событий.