Военная обстановка в Северной Хаме к 30 марта 2017 года. Не сумев проломить оборону САА в городе Комхана, который отразил 3 полномасштабных штурма, боевики начинают сталкиваться с оперативными последствиями. Наступление на юге фактически заглохло. После потери Марзафа, пришлось распрощаться с идеей окружения Михрада. Поражение под поселком Каукаб не позволило реализовать идеи связанные с окружением Маана. Попытка прорваться к столице провинции захлебнулась на улицах Комхана. В итоге, оперативная инициатива начинает постепенно ускользать от боевиков. Помимо контрударов у Марзафа и Каукаба, САА отразив попытки боевиков продвинуться к Хаме, отбила поселок Арцех потерянный несколько дней назад после ограниченно-успешного контрудара 11-й дивизии под Хаттабом. Боевики по-прежнему предпринимают здесь атаки, но это уже не тот накат, который наблюдался после прорыва фронта, когда САА стремительно откатывалась на юг и угроза столице провинции стала весьма реальной.
Подошедшие резервы сделали свое дело и успешно купировали наступательную активность боевиков на всех направлениях. Группировка боевиков ныне оказалась размазанной по широкой дуге, при этом основные их силы втянуты в бои в южной части выступа, притягивая к себе немногочисленные резервы подходящие из Идлиба. САА в свою очередь наращивает группировку в районе Хамы и Маана, что создает ранее указанную развилку, когда с одной стороны основной удар контрнаступления САА придется по Хаттабу, с целью отбросить боевиков на север и обезопасить Хаму, а с другой стороны - крайне велик соблазн использовать выгоды сложившегося положения и после окончательной остановки наступления боевиков, нанести удар к северу от Сурана и по самому Сурану, с созданием угрозы окружения основных сил боевиков действующих на фронте Марзаф-Хаттаб-Маардас. В этом случае Михрада выступит наковальней, а группировка которую можно смонтировать у Маана, своеобразным молотом.
Пока же, САА более прямолинейно оттесняет боевиков на север, ведя операции к югу от Хаттаба и отбрасывая боевиков от Комхана.
Боевики прекрасно понимают трудности своего положения, поэтому с одной стороны продолжают атаковать (уже скорее по инерции), чтобы не дать САА перехватить инициативу, а с другой стороны, пытаются подтащить в Хаму дополнительные резервы, которые можно как бросить в бои к северу от Хамы, так и подпереть фланги ударной группировки на случай полноценного удара САА в районе Сурана. Не последнюю роль в торможении наступления противника сыграли систематические удары ВКС РФ и ВВС Сирии, которые как обычно имеют накопительный эффект - при стабилизации фронта, точность и эффективность ударов возрастает и боевикам все сложнее осуществлять снабжение наступающей группировки, не говоря уже о существенных потерях от действий штурмовой авиации.
Еще один возможный сценарий с образованием Хаттабского котла.
В целом, обстановка для САА здесь за последнии дни несколько улучшилась, хотя о полном преодолении кризиса говорить пока рано, наступление боевиков уже потеряло темп, но амбициозных планов они не оставили, поэтому впереди САА ждут ожесточенные бои с достаточно умелым противником. В сражении с обеих сторон принимает участие более 20 тыс. человек, десятки танков и артиллерийских орудий (сирийцам даже ТОС-1 подвезли). В этих боях стороны несут существенные потери, по несколько десятков человек в день. Совокупно же и боевики и САА с начала наступления потеряли по несколько сотен человек убитыми и ранеными. После завершения боев за Аль-Баб и освобождения Пальмиры, это пожалуй самое масштабное сражение с начала 2017 года.