Собирал материал для заметки относительно коррупции в Третьем Рейхе и походу дела заглянул в классический трехтомник Иоахима Феста "Адольф Гитлер", который в полном объеме читал уже давненько.
И там, в приводимую ниже цитату, как упрусь...Всего один абзац относящийся к совсем другому времени и к другой эпохе, поразительно точно описывает охранительно-революционный дискурс современной российской действительности.
Поменяйте Германию на Россию, а Веймарскую Республику на Российскую Федерацию и вы не заметите принципиальной разницы.
То был почти необозримый поток национально-утопических проектов и модных философий так называемой «консервативной революции»; и все они так или иначе видели свою цель в том, чтобы, перефразируя слова Фихте, натянуть на мир мундир иррационализма.
Усилиям, предпринимаемым в политической действительности ради достижения какого-то. равновесного положения, они противопоставляли свои безоговорочные лозунги и судили повседневность от имени грандиозных мифов. Хоть и не оказывая прямого влияния, они своими вносящими сумятицу романтическими альтернативами в немалой мере способствовали интеллектуальному истощению республики, тем более, что «отвращение к политике» больше чем когда-либо разжигалось ненавистной действительностью.
В то время как защитники Веймарской республики часто производили впечатление апологетов коррумпированной, безнадёжной системы и были не в состоянии преодолеть пропасть между собственным пафосом и всем и каждому видимым неблагополучием, противники республики, особенно правые, казались исполненными воображения, были полны проектов и создавали из мифов, грёз и капли горечи контробраз республики. Среди их самых презрительных упрёков в адрес «системы» был тот, что она приучает нацию к «мелкому счастью», потребительству и мелкобуржуазному эпикурейству.
Категориями же этого времени, обладающими привлекательной силой, были приключение, трагизм, гибель, и если Карл Осецкий видел среди интеллектуалов страны многочисленных «бескорыстных любителей всевозможных катастроф, гурманов всемирно-политических несчастий», один французский наблюдатель в начале 30-х годов задавался вопросом, не вкладывает ли Германия в «свой кризис слишком много страсти и радикализма».
И в самом деле, старая «тяга к интеллектуальной пропасти» тоже частично ответственна за то, что кризис в Германии приобрёл совершенно безвыходный, отчаянный характер; это и сделало потребность к бегству от действительности массовым явлением, а идею романтически-героического прыжка в неизвестность - самой близкой и привычной.
Иоахим Фест "Адольф Гитлер"
Думаю, будет излишнем указывать на то, что за последние годы, резко выросло количество людей, готовых променять текущую действительность на что угодно, и в первую очередь - на неизвестное и неизведанное. И как примечательно, что это желание, носит безысходно-отчаянный характер полного отрицания "республики" как константы текущей реальности.
В целом, же как видим, дискурс то за прошедшие десятилетия не сильно изменился, будем посмотреть, куда он нас приведет в данном случае.
PS. И ранее конечно доводилось находить аналогии между Российской Федерацией и Веймарской Республикой, но эта самая точная и показательная из всех виденных ранее.
Для тех, кто не знаком, кратка биографическая справка об авторе эти строк.
Уроженец Берлина, в годы Второй мировой войны Фест служил в вермахте, а после капитуляции Германии оказался во французском плену. Впоследствии он учился во Фрайбурге, Франкфурте и Берлине, занимаясь историей, правом, социологией, германистикой и историей искусств. С середины 1950-х он работал на нескольких радиостанциях и телеканалах страны, в течение продолжительного времени занимал пост редактора отдела культуры в консервативной газете Frankfurter Allgemeine Zeitung и энергично полемизировал с левыми интеллектуалами.
В 1963 году Фест опубликовал работу "Das Gesicht des Dritten Reiches. Profile einer totalitaren Herrschaft" ("Лицо Третьего рейха: профили тоталитарной власти"). Через десять лет Фест завершил фундаментальную биографию Адольфа Гитлера ("Hitler. Eine Biographie"), быстро ставшую бестселлером и переведенную на десятки языков. Также Фест помогал в написании мемуаров Альберту Шпееру, архитектору и министру вооружений во времена Гитлера. В 2002 году Фест закончил книгу "Der Untergang" ("Закат") о последних днях Третьего рейха, в которой воспользовался мемуарами секретаря Гитлера Траудль Юнге. По мотивам книги режиссер Оливер Хиршбигель поставил художественный фильм, шедший в российском прокате под названием "Бункер".
Агентство France Press отмечает, что незадолго до кончины Иоахим Фест выступил против писателя Гюнтера Грасса, публично признавшегося в службе в войсках СС. Историк дал интервью журналу Der Spiegel, в котором упрекнул нобелевского лауреата по литературе в чрезмерно легком отношении к своему прошлому.
www.lenta.ru/news/2006/09/12/fest/ - цинк