Нельзя не отметить серьезный разворот официальной политики Великобритании применительно к сирийской войне и России. После 5 лет заклинаний "Асад должен уйти!", официиальный Лондон в лице нового министра иностранных дел заявил, что согласен, что Асад должен принять участие в президентских выборах после начала процесса политического урегулирования.
Министр иностранных дел Великобритании Борис Джонсон заявил о смене позиции Великобритании в том, что касается будущего сирийского лидера, пишет The Guardian. По его словам, Лондон признаёт за Башаром Асадом право на участие в президентских выборах в Сирии в рамках мирного урегулирования конфликта в регионе.
Джонсон отметил, что правительство Великобритании в целом придерживается мнения, что Асад должен уйти, однако оно готово гибко реагировать на происходящее. Он также подчеркнул, что инаугурация Дональда Трампа означает необходимость для всех сторон пересмотреть свои взгляды на ситуацию в Сирии. Борис Джонсон заявил, что реалистично оценивает происходящие изменения. По его словам, Великобритании, возможно, тоже придётся переосмыслить свою позицию. «Прежняя политика, боюсь, не внушает особого доверия», - отметил министр иностранных дел Великобритании.
Как напоминает издание, до сих пор официальная позиция британского внешнеполитического ведомства состояла в том, что Асад может остаться у власти лишь на короткий период действия временного переходного правительства. После своего назначения на пост министра иностранных дел в июле прошлого года Джонсон настаивал на том, что Асад должен уйти. Однако поражение вооружённой оппозиции в Алеппо, решимость Трампа восстановить отношения с Россией и сближение между Москвой и Анкарой изменили баланс сил. «В течение долгого времени мы придерживались мантры о том, что Асад должен уйти, но мы ни на каком этапе не смогли этого добиться, что создало трудности, с которыми мы сейчас столкнулись», - цитирует Джонсона британская газета.
Согласно заявлению британского министра иностранных дел, на нынешнем этапе необходимо найти какое-то демократическое решение, а Великобритания верит в демократию и поддерживает её, «и если существует политическое решение, то не думаю, что мы можем избегать такое демократическое событие». По мнению британского дипломата, это позволило бы сделать в Сирии шаг вперёд, пишет The Guardian. Кроме того, Борис Джонсон упомянул о перспективе сотрудничества Великобритании и России, направленного на борьбу с ИГ*, что ещё несколько недель назад казалось немыслимым, пишет издание. «Если есть возможность заключить с Россией соглашение, которое одновременно позволит сместить Асада, ослабит влияние Ирана в регионе за счёт избавления от Асада и позволит нам присоединиться к России в борьбе с ИГ и стереть их с лица земли, это может быть путём для развития», - отметил глава МИД Великобритании.
До сих пор Лондон активно критиковал Москву, однако сейчас общий тон высказываний - а, возможно, и сам политический курс - изменился, и это отражает новые настроения в Белом доме. В частности, Борис Джонсон признал, что Россия должна участвовать в урегулировании ситуации: «Мы не можем бесконечно отталкивать и демонизировать их».
https://russian.rt.com/inotv/2017-01-26/Guardian-Velikobritaniya-soglasilas-dat-Asadu - цинк
PS. Собственно, что мы здесь видим?
В первую очередь, мы наблюдаем отложенные внешнеполитические последствия победы российской коалиции в битве за Алеппо. Изнуряющие зачистки жилых кварталов Алеппо, эхом отразились в дипломатических кабинетах по всему миру. То, что не понимают люди всерьез заявляющие "Кому оно интересно, это Алеппо", прекрасно понимают те, кто 5 лет формировал внешнюю политику своих стран, чтобы помешать Асаду освободить Алеппо.
Главная битва войны была выиграна Асадом с помощью России и Ирана, что повлекло за собой тектонические изменения как в самой сирийской войне, так и в ее внешнеполитическом бэкграунде. Если раньше, Запад стремился к внешнеполитической изоляции РФ, то после кампании 2016-го года, вполне очевидно, что эта стратегия потерпела полное фиаско - РФ нашла себе союзников и попутчиков, которые позволили ей обойтись без США, Британии и ЕС. Это конечно стало сюрпризом как для Вашингтона, так и для Лондона, которые видимо полагали, что РФ банально увязнет с "новом Афганистане" и не сможет добиться существенного прогресса. Битва за Алеппо и последовательная капитуляция анклавов в центральной Сирии, рассеяли эти иллюзии. Поэтому теперь вместо мантр про изоляцию и уход Асада, мы уже наблюдаем официальное согласие принять часть тезисов России по сирийскому урегулированию, которые Москва выдвигала с осени 2015 года.
Боевики нынче куда как более разобщены, деморализованы и податливы для переговоров, при этом, перебежавший из лагеря врагов Асада Эрдоган, фактически помогает России и Ирану ломать планы США и Саудовской Аравии. Великобритания, которая так же активно помогала боевикам в Сирии (в основном с территории Иордании), в этих раскладах оказалась среди руин внешней политики Обамы, без ясных целей, которых она могла бы достичь. Если бы победила Клинтон, возможно, Лондон продолжил бы инерционную политику Кэмерона, но мир меняется столь стремительно, что Британия решила смириться с новой нормальностью сирийской войны, где нынче уже не США, а Россия с Ираном являются главными арбитрами.
Разумеется, это не означает, что Лондон всерьез намерен изменить враждебное отношение к РФ. Тут скорее мы наблюдаем переход к более реалистичной политике, где Лондон вынужден признать изменившееся соотношение сил в сирийской войне.
Ну и конечно после ухода большинства тех, кто требовал ухода Асада, продолжать настаивать на тезисе "Асад должен уйти" было бы совершеннейшим анекдотом. Вопрос о том, уходить или нет, решит сам Асад, что он не раз давал понять и России и Ирану, с чем в Москве и Тегеране согласились.
Прошедшие переговоры в Астане продемонстрировали, что мирное урегулирование в Сирии может обсуждаться не по американскому сценарию, а последовавшее за ними кровавое размежевание в Идлибе показало, что "невозможность размежевания боевиков," о чем не раз заявляли США, опять же может решаться без США, путем ситуативных сделок с Турцией, которая проводя свою сепаратную политику, фактически торпедирует политику США по созданию сплоченного фронта боевиков против Асада и планы связанные с созданием сирийского Курдистана. Предложения РФ по новой конституции Сирии и включения курдов в переговорный процесс с правом на получение автономии, так же являются активной контригрой против американских планов, которые пыталась реализовать уходящая администрация. Перед Трампом и Ко, сейчас стоит непростая задача - продолжать проводить уже дискредитированную политику в Сирии или же произвести резкий поворот, сделав не Асада, а Халифат главной целью американской политики в регионе. Пока что этот пересмотр приоритетов произошел только на словах. Но откровения Джонсона достаточно наглядно показывают, в какую сторону ветер дует. Запад постепенно отказывается от нереалистичной цели по немедленному свержению Асада и постепенно переходит к стадии торга о будущем Сирии, где смягчение переговорной позиции является способом вскочить на подножку уходящего поезда "новой нормальности", где Асад уже не должен уйти так, как того хотел Запад.