Комплекс Баадер-Майнхоф

Jan 13, 2011 03:13




Пару дней назад довелось посмотреть просто чудесный немецкий фильм "Комплекс Баадер-Майнхоф". Фильм основан на реальных событиях и повествует о боевом пути террористической организации "Фракция Красной Армии", которая лютовала на просторах ФРГ и ряда других государств в 70-90е годы. Основная история рассказанная в фильме, повествует о руководителях "Фракции Красной Армии" первой волны - Андресе Баадере, Гудрун Энслин и Ульрике Майнхоф.



Фракция Красной Армии (РАФ, RAF - нем. Rote Armee Fraktion) - немецкая леворадикальная террористическая организация городских партизан, действовавшая в ФРГ и Западном Берлине.
Основана в 1968 Андреасом Баадером, Гудрун Энслин, Хорстом Малером, Ульрикой Майнхоф, Ирмгард Мёллер и др. Была названа в честь революционных армий России, Китая и Кубы. Организована по образцу южноамериканских партизанских групп, таких как Тупамарос (Уругвай). Ее участники рассматривали свою деятельность как городскую партизанскую войну, направленную против государственного аппарата и класса буржуазии.
Ответственна за совершение 34 убийств, серии банковских налетов, взрывов военных и гражданских учреждений и покушений на высокопоставленных лиц.
История организации, которую также называют объединением (нем. Vereinigung), насчитывает 4 поколения. В 1998 г. она официально заявила о самороспуске.



Андреас Баадер и Гудрун Энслин

11.5.1972, Франкфурт-на-Майне, в результате взрыва в здании штаба 5 американского корпуса (проведён Баадером, Распе, Энслин) гибнет полковник Поль Блушкевич, три человека ранены;
12.5.1972, взрыв на стоянке криминологического бюро в Мюнхене;
15.5.1972, взорван автомобиль судьи Вольфганга Буденберга;
15.5.1972 - взрыв автомобиля федерального судьи Мюллера в Карлсруэ; 19.5.1972 - взрыв в пресс-центре Шпрингера, 20 человек ранено, несколько бомб там же обезврежено;
24.5.1972 - взрывы двух автомобилей в Гейдельберге, один - перед американской казармой, второй - перед штабом американских войск, при этом погибло 3 человека (в т.ч. 2 офицера США), 5 - ранено.
10.11.1974, убийство председателя западноберлинского Верховного Суда Гюнтера фон Дренкмана;
21.11.1974, попытка убийства гамбургского судьи Герда Циглера;
30.11.1974, покушение на администратора ХДС Кипа,
7.12.1974, взрыв вокзала в Бремене (ранено 5 человек);
1.6.1976 - нападение на штаб американских войск во Франкфурте, 16 человек ранено.
7.4.1977 - убийство генерального прокурора ФРГ Зигфрида Бубака.
3.7.1977 - убийство председателя Дрезден-банка Юргена Понто.
25.8.1977 - попытка обстрелять здание генеральной прокуратуры в Карлсруэ
6.9.1977 - похищение Ганса-Мартина Шлейера.
13-18.10.1977 - захват самолёта интернациональной командой террористов на Мальорке; предпринят с целью поддержать акцию террористов РАФ, похитивших Шлейера.
1982. Нападение на базу ВВС США в Рамштейне.
1985. Нападение на базу ВВС США во Франкфурте-на-Майне.
1986. Нападение на офицерскую школу Бундесвера в Обераммергау.
Июнь 1986 - террористами РАФ убит член правления "Сименс" К.-Х. Бекуртс.
30.11.1989 - убит глава Дойче-банка Альфред Херрхаузен.
1991 - убит Карстен Роведдер.



Разгон демонстрации студентов

Что сказать, давненько не видел, чтобы в западном кино, терроризм как явление был подан с таких позиций. Используемые в фильме художественные приемы типа жестоко-натуралистичного разгона полицией демонстрации студентов протестующих против визита в Германию шаха Ирана, с циничным убийством одного из студентов, просто вопиют о необходимости ответных мер, которые и предпринимают RAF. В этом плане, можно констатировать, что с теми художественными средствами, которыми пользовались авторы ленты, основные руководители RAF предстают более мотивированными как исторические фигуры, и хотя бы часть исторической правды на их стороне. В частности, террористические атаки против объектов американской армии на территории ФРГ в знак протеста против агрессии США во Вьетнаме и Индокитае где были самым преступным образом убиты сотни тысяч людей, трудно расценивать негативно.
Или например, весьма трудно рассматривать персонажей с негативных позиций аккуратно демонстрируя походу фильма бесчинства немецкой полиции и тюремных надзирателей.
С другой стороны, ряд террористических актов с позиций самих террористов поданы как спорные и неоправданные.

Вместе с тем, авторам хорошо удалось разложить на составляющие внутреннюю структуру руководителей "Фракции Красной Армии".
Как личность, тот же Баадер, персонаж малосимпатичный, своеобразный истероидный-фанатик срывающийся с катушек Зато журналистка Ульрика Майнхоф, получилась куда как более целостной, раздираемая сугубо интеллигентскими потугами и необходимостью совмещать их с грабежами банков и убийствами. Очень понравилась линия связанная с осознанием Майнхоф ущербности ряда методов RAF, и непонимание этой ущербности рядом других членов организации, в частности Гудрун Энслин.

Фильм не только о терроризме, но и о ФРГ 70х годов, с расцветом левых-студенческих движений, бывших своеобразным эхом студенческих волнений конца 60х. Это и протесты против войны во Вьетнаме, это арабо-израильский конфликт, это и Мюнхен-72.
Мы видим, какие события, были фоном для деятельности "Фракции Красной Армии". Походу фильма неоднократно ловил себя на мысли, что демонстрируемые в фильме исторические события просто вопиют к необходимости использовать их для разрушения системы капитализма. Но как мы знаем, на те годы, пришлась политика "разрядки", которая позволила капитализму зализать раны полученные в конце 60-х, начале 70х.

Конечный финал для руководителей RAF и предваряющий его судебный процесс весьма интересны. С одной стороны - фактический проигрыш, с другой - ушедшие в легенду персонажи, которые фактически в фильме поднимаются выше уровня просто террористов, позиционируя себя как борцов за идею вынужденных к таким действиям невозможностью текущего положения вещей.
Разумеется, в Германии 70х рано или поздно они бы проиграли, без внешней поддержки разжечь костер массовой партизанской войны было проблематично, но те головешки, которые они запалили полыхали изрядно и этот момент прекрасно отражен в фильме, когда у уже разгромленной организации, появлялись все новые и новые последователи, несмотря на то, что в операциях по поимке членов организации принимали участие сотни тысяч сотрудников правоохранительных органов ФРГ. Тонкой линией проходит через фильм отождествление государственных органов ФРГ с фашистским режимом, что являлось определенным эхом не так давно закончившегося Тысячелетнего Рейха, когда определенный процент чиновников и полицейских служили в структурах Рейха. И в этом плане, эпизоды с процессом, выстроены с тонкой аллюзией на процесс Димитрова.
Да и общая линия противостояния правых и левых, формализованная в фразе покушавшегося на Руди Дучке "Ненавижу коммунистов", очень четко разграничивает стороны конфликта.



По сути, весь фильм является попыткой соотнести явление "немецкого терроризма" с реалиями 70-х и дать ему более объективную оценку выходящую за рамки клише "терроризм это плохо". Но оправдывая в одних моментах деятельность "Фракции Красной Армии", авторы ленты совершают дегероизацию лидеров организации, показывая их обычными людьми с массой недостатков, влиявших не только на их отношения между собой, но и на саму идею борьбы с империализмом путем террора.
В общем и целом, в плане идейного наполнения и широты взглядов, фильм явно удался, после просмотра остаются определенные мысли.

В художественном отношении, фильм снят добротно - картинка, звук, динамика происходящего - все как надо. Все очень тонко стилизовано под период конца 60х-середины 70х годов. Машины, одежда, быт, прически - все весьма аутентично.
Отлично играют актер - все главные персонажи - Баадер, Энслин и Майнхоф поданы просто отлично - они живые.
Все это принесло фильму номинацию на Оскар 2008 года, как и ряд наград на разных международных кинофестивалях.

Общие впечатления от просмотра сугубо положительные, претензии можно предъявить разве что к качеству отечественного перевода, который в паре моментов резанул по ушам. В общем и целом - отличный образец современного европейского кино, совмещающий в себе хорошую динамику повествования, определенную историческую аутентичность и ряд немаловажных подтекстов направленных на переосмысления терроризма как явления. Рекомендую к просмотру.

rutracker.org/forum/viewtopic.php - скачать фильм [вес 1,72Gb] - перевод любительский, лучше пока не попадалось.

Энслин, Фракция Красной Армии, личное, кино, Майнхоф, терроризм, Германия, Баадер

Previous post Next post
Up